Риуальная служба

Скульптурные надгробия транзи

Автор статьи: Поликарпова Наталья
Опубликованно: 06.02.2022 09:00
Рейтинг статьи:
5 (2 оценки)
394

Увековечить образы своих покойных близких люди стремились испокон веков. Однако порой такие попытки обретали весьма необычное воплощение. Одним из видов скульптур, которыми в былые времена украшали захоронения, стали надгробия-транзи. Они представляли собой изображения частично разложившихся останков или скелета усопшего.

Современному человеку такой способ увековечить память об умерших может показаться странным. Однако у транзи существовал глубокий символический смысл: они были призваны показать, что жизнь человека конечна и мимолетна, и, чтобы существование в загробном мире принесло душе вечные радости, пройти свой путь на этом свете следует достойно.

Наибольшее распространение транзи приобрели в Европе в Средние века. Одной из характерных особенностей таких надгробий стал тот факт, что под могильной плитой могло и вовсе не оказаться покойного, который был на них изображен. Зачастую тела хоронили в другом месте. Несмотря на то, что подобное оформление могил не стало массовым, такие скульптурные изображения часто можно встретить на кладбищах во многих государствах Западной Европы.

Общая характеристика

Под названием «транзи» может скрываться множество различных значений. Именно так называют в сфере искусства изображения останков людей в различных формах. Фигуры покойных традиционно было принято изображать такими, какими они запомнились современникам или, в крайнем случае, выглядели в момент собственной смерти. Искусство транзи противопоставлялось привычным эстетическим нормам, ведь они демонстрировали нелицеприятную правду. Как правило, два вида ритуальной скульптуры использовались совместно, создавая двухуровневые монументы. Они становились своеобразным символом существования человека до и после смерти. Классические статуи – эффигии – полностью повторяли прижизненный образ скончавшегося: человека обычно изображали за одним из богоугодных дел, например, коленопреклонённым во время молитвы. Вторым компонентом мемориальных групп становились скульптуры-транзи, изображающие разлагающееся тело усопшего.

Сюжеты использовались разные и сильно отличались в зависимости от региона. Так, в континентальных государствах Европы часто можно было встретить изображение останков, пожираемых дикими зверями. Исследователи полагают, что в значительной степени возникновению такого направления ритуальной скульптуры, способствовало популярное в то время в культуре и искусстве, направление danse macabre, что дословно можно перевести как «танец смерти».

По сравнению с традиционными мемориалами, которые были распространены на европейских кладбищах, надгробия-транзи явно выделялись. И неудивительно, ведь гораздо большей популярностью в те времена пользовались образы умерших «в лучшие их времена». Они могли стать выражением искренней веры усопшего, когда его образ изображали со сложенными в молитве руками, или демонстрировать боевую славу бравого воина, могилу которого украшал его динамичный скульптурный портрет – в боевой позиции, вытаскивающего из ножен меч.

Стоит отметить, что транзи, несмотря на необычный и не всегда традиционно эстетичный вид, могли позволить себе только крайне состоятельные семьи. Такие скульптуры требовали долгой тщательной проработки деталей, да и далеко не каждый мастер был готов приняться за нетривиальную задачу, требующую знаний физиологии и строения человеческого тела.

Основным назначением скульптур, как и любых других объектов искусства, изображавших разлагающиеся тела, была попытка донести до живущих преходящий характер земного существования и обретенной славы. Они напоминали, что смертельный исход рано или поздно ожидает каждого – вне зависимости от статуса и состояния. Нередко такие изображения устанавливали в храмах в качестве назидания прихожанам. Однако возможность выставить посмертные скульптуры своих покойных в стенах святилища была доступна лишь крайне знатным и влиятельным фамилиям.

Одним из ярких примеров использования транзи в оформлении захоронений могут служить могилы монарших семей Европы. Например, многие французские правители – Людовик XII, Генрих II, Франциск I – и их супруги обрели вечный покой под упомянутыми ранее двухъярусными надгробиями, верхняя часть которых изображала фигуры королевских особ при жизни, а нижняя – их тлеющие останки.

Существуют и другие разновидности погребального искусства и, в частности, транзи. Например, в Англии можно найти многочисленные гравировки разлагающихся останков на поверхности каменных плит или бронзовые скульптуры тлеющих тел.

Транзи в Англии

Одним из самых древних мемориалов-транзи считается могила в Оксфордшире в Великобритании. Древнее захоронение относится к концу XIV века, а украшает его массивный напольный барельеф, посвященный Джону Кузнецу. С начала XV века в Англии постепенно стали набирать популярность скульптурные транзи. Значительное их количество сохранилось до наших дней - увидеть монументы собственными глазами можно в старых английских кафедральных соборах.

Одним из самых ранних таких захоронений стала могила в Линкольнском соборе. Здесь покоится Ричард Флеминг – местный епископ, ставший основателем Линкольн-колледжа. Сохранились транзи также и в Кентерберийском соборе, где погребен Генри Чичел, Кафедральном соборе Апостола Петра в Эксетере, Винчестерском соборе, аббатстве Тьюксбери и многих других святынях.

Особого внимания среди ритуальных скульптур заслуживает транзи, появившееся в Британии уже в Новом Времени. Этот факт – уникален, ведь традиция воздвигать над могилой такие скульптуры ушла в далекое прошлое. Однако именно так была оформлена могила английского поэта Джона Донна.

Италия

Искусство транзи в определенный временной период было популярно и в Италии – сегодня встретить захоронения со скульптурными изображениями останков можно во многих церквях. Одним из наиболее известных итальянских мастеров, создававших надгробия в такой технике, был Андреа Бреньо. Он являлся автором многочисленных мемориалов, посвященных первым лицам государства – кардиналам д’Альберу и Алену де Коэтиви, епископу Хуану Диасу де Кока и ряду других представителей власти и духовенства. Одними из наиболее известных итальянских транзи являются статуи, посвященные епископу Джованни, кардиналам Маттео д’Акваспарта и Гонсальво.

Франция

Французские мемориалы, выполненные в технике транзи, встречаются гораздо реже британских и итальянских. Одним из наиболее древних примеров признано надгробие врача Гийома де Арсиньи. Этот мемориал, который находится в Лаоне, обладает наибольшей анатомической достоверностью. Другим примером транзи во Франции является монумент над могилой Жана де ла Гранжа в Авиньоне.

Популярны транзи были во Франции и в эпоху Ренессанса. Таким образом оформили место упокоения короля Людовика XII и его супруги Анны Британской. Не менее известным является и надгробие, созданное для короля Георга II.

06.02.2022 09:00

Скульптурные надгробия транзи: полезная информация

Нужны дополнительные сведения на тему – «Скульптурные надгробия транзи», но не находите полноценный ответ? На этой странице мы постарались изложить полезную информацию по запросу «Скульптурные надгробия транзи». Если, в предоставленном материале вам не хватило информации, вы можете обратится в круглосуточную справочную по телефону 8 (495) 966-46-46, или проконсультироваться онлайн.

Статьи похоронной тематики в Санкт-Петербурге

Узнать в какой морг отвезли умершего