Риуальная служба

Башкирские похороны

Автор статьи: Горячев Андрей
Опубликованно: 29.09.2022 09:00
Рейтинг статьи:
5 (1 оценка)
665

Башкиры - коренной народ историко-географической области под названием Башкирия, широко распространенный на Южном Урале и в прилегающих степных районах. В настоящее время в границы исторического района Башкирия входят Оренбургская область, Челябинская область, прилегающие районы Поволжья. Башкиры являются четвертой по численности национальностью в России (около полутора миллионов человек), еще примерно тридцать тысяч проживают в других странах. Первые письменные упоминания о башкирах встречаются у арабских путешественников и относятся к 9 - 10 векам, но, по мнению некоторых ученых, их предки жили в регионе уже во 2 - 5 веках нашей эры. Этногенез башкир проходил в взаимодействии со многими племенами (тунгусо-манчжурскими, монгольскими, финно-угорскими, индоиранскими) и в основном завершился к 15 - 16 векам. В 1554 - 1557 годах при правлении Ивана Грозного Башкирия была присоединена к Московскому царству.

Древние похоронные башкирские традиции

В современном башкирском языке сохранились слова и выражения, которые показывают, как проходили похороны у башкир в древности. Говоря о похоронах, башкиры часто используют слово "куйыу", означающее "положить" или "поставить", и редко - "кумдек" или "ерлянек", означающее "закопать в землю". Когда присутствующие участвуют в погребальных церемониях и обрядах, это называется "хойеккә барыу", что означает "ходить по костям". Выражая негативное отношение к чему-либо, употребляется часто словосочетание эт ашамас", что переводится «даже собаки не едят". Из всех этих разбросанных по башкирскому языку мелких деталей ученые установили, что в древности, еще до исламизации этого региона, башкиры трупы своих сородичей не хоронили в могилах, а предоставляли птицам и диким зверям съесть тело умершего. Если тело оказывалось нетронутым животными, то это считалось очень плохим знаком. Трактовалось это так: это был настолько плохой человек, что даже звери его есть отказываются.

Ритуал прощания с умершим башкиром

Башкиры ритуально выполняли все этапы подготовки к погребальным церемониям, само погребение и траурные мероприятия. Умирающего укладывали на спину. При этом было очень важно положение тела относительно сторон света. Ноги покойника должны быть направлены в сторону Мекки, священного города ислама. Иногда такое положение тела могло быть заменено на то, чтобы лицо покойника было обращено к Каабе. Все отражающие поверхности, такие как зеркала, а также фотографии в рамках, картины и другие похожие предметы накрывали непрозрачной материей.

Когда весть о смерти доходила до всех жителей поселения, родственники, соседи и знакомые собирались в доме умершего. Гости приносили подношения семье умершего. Обычно в роли таких подарков выступали платки, полотенца, мыло и т. д. и клали их возле покойника. Эти подарки, называемые хэйэр раздавались родственниками скончавшегося всем гостям на похоронах и поминках.

Одним из пережитков древних языческих обрядов является особый ритуал, сопровождавший омовение тела. Перед ритуалом помещение окуривалось дымом от сжигания можжевельника, мяты, бересты и душицы, который повторялся после того, как покойника вынесли из дома и унесли на кладбище. Этот обычай получил широкое распространение в Южной Сибири как способ защиты жилища от злых духов. Во время обряда омовения участники надевали на руки рукавицы или прикрывали их тканью и закрывали лица капюшонами. Труп обмывали в простыне или накрывая его особым покрывалом – пэрзэ.

Как только ритуал заканчивался, покойника накрывали саваном. Его шитье начиналось в день смерти, а необходимые для этого предметы - большую (около пятнадцати квадратных метров) белую хлопчатобумажную ткань, новые нитки и полотенца для мытья - женщины заранее подготавливали и для своего мужа, и для себя. Саван состоял из множества слоев. На голову мужчины наматывали чалму.

Погребальная церемония у башкир

Существовал старый обычай, согласно которому после того, как тело было обмыто и одето, покойника клали на большой кусок коры дерева и выносили из дома, обязательно ногами вперед, чтобы был известен путь возвращения из потустороннего мира. Затем в порог дома, откуда вынесли покойника, забивали несколько гвоздей и сыпали золу. Затем тело несли на деревянных носилках к воротам. Все мужчины шли в траурной процессии на кладбище, но женщинам не разрешалось участвовать в процессии, что считалось плохим предзнаменованием.

Башкиры копали могилы с востока на запад, с нишей внутри могилы, отходящей от ее правой стены, которая называется лэхет, чтобы покойный был обращен лицом к Каабе. Глубина могилы обычно была небольшой, до пояса или груди копающего.

Запрещалось работать после того, как человек вспотеет. Уставших быстро заменяли новыми, запрещалось передавать лопату из рук в руки. При смене человека, копающего могилу, лопату надо было положить на землю, а новый копатель брал ее с земли. Все инструменты для рытья могилы всегда хранились на кладбище, забирать их домой было запрещено.

Непосредственно перед погребением тела мулла еще раз читал молитву. Трое родственников покойного, опускали тело в подготовленную могилу и клали его, обязательно на спину, в лэхет внутри могилы. Затем они замуровывали нишу с помощью досок, чтобы тело не было повреждено землей при закапывании могилы.

Над могилой возводилось надгробное сооружение из плит, памятника и деревянной ограды. Иногда гробницы окружали рядом камней.

29.09.2022 09:00

Башкирские похороны: полезная информация

Нужны дополнительные сведения на тему – «Башкирские похороны», но не находите полноценный ответ? На этой странице мы постарались изложить полезную информацию по запросу «Башкирские похороны». Если, в предоставленном материале вам не хватило информации, вы можете обратится в круглосуточную справочную по телефону 8 (495) 966-46-46, или проконсультироваться онлайн.

Статьи похоронной тематики в Санкт-Петербурге

Узнать в какой морг отвезли умершего