Башкиры - коренной народ историко-географической области под названием Башкирия, широко распространенный на Южном Урале и в прилегающих степных районах. В настоящее время в границы исторического района Башкирия входят Оренбургская область, Челябинская область, прилегающие районы Поволжья. Башкиры являются четвертой по численности национальностью в России (около полутора миллионов человек), еще примерно тридцать тысяч проживают в других странах. Первые письменные упоминания о башкирах встречаются у арабских путешественников и относятся к 9 - 10 векам, но, по мнению некоторых ученых, их предки жили в регионе уже во 2 - 5 веках нашей эры. Этногенез башкир проходил в взаимодействии со многими племенами (тунгусо-манчжурскими, монгольскими, финно-угорскими, индоиранскими) и в основном завершился к 15 - 16 векам. В 1554 - 1557 годах при правлении Ивана Грозного Башкирия была присоединена к Московскому царству.
Древние похоронные башкирские традиции
В современном башкирском языке сохранились слова и выражения, которые показывают, как проходили похороны у башкир в древности. Говоря о похоронах, башкиры часто используют слово "куйыу", означающее "положить" или "поставить", и редко - "кумдек" или "ерлянек", означающее "закопать в землю". Когда присутствующие участвуют в погребальных церемониях и обрядах, это называется "хойеккә барыу", что означает "ходить по костям". Выражая негативное отношение к чему-либо, употребляется часто словосочетание эт ашамас", что переводится «даже собаки не едят". Из всех этих разбросанных по башкирскому языку мелких деталей ученые установили, что в древности, еще до исламизации этого региона, башкиры трупы своих сородичей не хоронили в могилах, а предоставляли птицам и диким зверям съесть тело умершего. Если тело оказывалось нетронутым животными, то это считалось очень плохим знаком. Трактовалось это так: это был настолько плохой человек, что даже звери его есть отказываются.
Ритуал прощания с умершим башкиром
Башкиры ритуально выполняли все этапы подготовки к погребальным церемониям, само погребение и траурные мероприятия. Умирающего укладывали на спину. При этом было очень важно положение тела относительно сторон света. Ноги покойника должны быть направлены в сторону Мекки, священного города ислама. Иногда такое положение тела могло быть заменено на то, чтобы лицо покойника было обращено к Каабе. Все отражающие поверхности, такие как зеркала, а также фотографии в рамках, картины и другие похожие предметы накрывали непрозрачной материей.
Когда весть о смерти доходила до всех жителей поселения, родственники, соседи и знакомые собирались в доме умершего. Гости приносили подношения семье умершего. Обычно в роли таких подарков выступали платки, полотенца, мыло и т. д. и клали их возле покойника. Эти подарки, называемые хэйэр раздавались родственниками скончавшегося всем гостям на похоронах и поминках.
Одним из пережитков древних языческих обрядов является особый ритуал, сопровождавший омовение тела. Перед ритуалом помещение окуривалось дымом от сжигания можжевельника, мяты, бересты и душицы, который повторялся после того, как покойника вынесли из дома и унесли на кладбище. Этот обычай получил широкое распространение в Южной Сибири как способ защиты жилища от злых духов. Во время обряда омовения участники надевали на руки рукавицы или прикрывали их тканью и закрывали лица капюшонами. Труп обмывали в простыне или накрывая его особым покрывалом – пэрзэ.
Как только ритуал заканчивался, покойника накрывали саваном. Его шитье начиналось в день смерти, а необходимые для этого предметы - большую (около пятнадцати квадратных метров) белую хлопчатобумажную ткань, новые нитки и полотенца для мытья - женщины заранее подготавливали и для своего мужа, и для себя. Саван состоял из множества слоев. На голову мужчины наматывали чалму.
Погребальная церемония у башкир
Существовал старый обычай, согласно которому после того, как тело было обмыто и одето, покойника клали на большой кусок коры дерева и выносили из дома, обязательно ногами вперед, чтобы был известен путь возвращения из потустороннего мира. Затем в порог дома, откуда вынесли покойника, забивали несколько гвоздей и сыпали золу. Затем тело несли на деревянных носилках к воротам. Все мужчины шли в траурной процессии на кладбище, но женщинам не разрешалось участвовать в процессии, что считалось плохим предзнаменованием.
Башкиры копали могилы с востока на запад, с нишей внутри могилы, отходящей от ее правой стены, которая называется лэхет, чтобы покойный был обращен лицом к Каабе. Глубина могилы обычно была небольшой, до пояса или груди копающего.
Запрещалось работать после того, как человек вспотеет. Уставших быстро заменяли новыми, запрещалось передавать лопату из рук в руки. При смене человека, копающего могилу, лопату надо было положить на землю, а новый копатель брал ее с земли. Все инструменты для рытья могилы всегда хранились на кладбище, забирать их домой было запрещено.
Непосредственно перед погребением тела мулла еще раз читал молитву. Трое родственников покойного, опускали тело в подготовленную могилу и клали его, обязательно на спину, в лэхет внутри могилы. Затем они замуровывали нишу с помощью досок, чтобы тело не было повреждено землей при закапывании могилы.
Над могилой возводилось надгробное сооружение из плит, памятника и деревянной ограды. Иногда гробницы окружали рядом камней.
29.09.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/bashkirskie-pokhorony/
Башкирские похороны
Башкирские похороны
Башкирские похороны: Башкиры - коренной народ историко-географической области под названием Башкирия, широко распространенный на Южном Урале и в прилегающих степных...
Башкирские, похороны
Башкиры - коренной народ историко-географической области под названием Башкирия, широко распространенный на Южном Урале и в прилегающих степных районах. В настоящее время в границы исторического района Башкирия входят Оренбургская область, Челябинская область, прилегающие районы Поволжья. Башкиры являются четвертой по численности национальностью в России (около полутора миллионов человек), еще примерно тридцать тысяч проживают в других странах. Первые письменные упоминания о башкирах встречаются у арабских путешественников и относятся к 9 - 10 векам, но, по мнению некоторых ученых, их предки жили в регионе уже во 2 - 5 веках нашей эры. Этногенез башкир проходил в взаимодействии со многими племенами (тунгусо-манчжурскими, монгольскими, финно-угорскими, индоиранскими) и в основном завершился к 15 - 16 векам. В 1554 - 1557 годах при правлении Ивана Грозного Башкирия была присоединена к Московскому царству. Древние похоронные башкирские традиции В современном башкирском языке сохранились слова и выражения, которые показывают, как проходили похороны у башкир в древности. Говоря о похоронах, башкиры часто используют слово "куйыу", означающее "положить" или "поставить", и редко - "кумдек" или "ерлянек", означающее "закопать в землю". Когда присутствующие участвуют в погребальных церемониях и обрядах, это называется "хойеккә барыу", что означает "ходить по костям". Выражая негативное отношение к чему-либо, употребляется часто словосочетание эт ашамас", что переводится «даже собаки не едят". Из всех этих разбросанных по башкирскому языку мелких деталей ученые установили, что в древности, еще до исламизации этого региона, башкиры трупы своих сородичей не хоронили в могилах, а предоставляли птицам и диким зверям съесть тело умершего. Если тело оказывалось нетронутым животными, то это считалось очень плохим знаком. Трактовалось это так: это был настолько плохой человек, что даже звери его есть отказываются. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Похороны по религиозному обряду Подготовка Способ погребения Подробнее Поминальная трапеза Где провести Организация Подробнее Ритуал прощания с умершим башкиром Башкиры ритуально выполняли все этапы подготовки к погребальным церемониям, само погребение и траурные мероприятия. Умирающего укладывали на спину. При этом было очень важно положение тела относительно сторон света. Ноги покойника должны быть направлены в сторону Мекки, священного города ислама. Иногда такое положение тела могло быть заменено на то, чтобы лицо покойника было обращено к Каабе. Все отражающие поверхности, такие как зеркала, а также фотографии в рамках, картины и другие похожие предметы накрывали непрозрачной материей. Когда весть о смерти доходила до всех жителей поселения, родственники, соседи и знакомые собирались в доме умершего. Гости приносили подношения семье умершего. Обычно в роли таких подарков выступали платки, полотенца, мыло и т. д. и клали их возле покойника. Эти подарки, называемые хэйэр раздавались родственниками скончавшегося всем гостям на похоронах и поминках. Одним из пережитков древних языческих обрядов является особый ритуал, сопровождавший омовение тела. Перед ритуалом помещение окуривалось дымом от сжигания можжевельника, мяты, бересты и душицы, который повторялся после того, как покойника вынесли из дома и унесли на кладбище. Этот обычай получил широкое распространение в Южной Сибири как способ защиты жилища от злых духов. Во время обряда омовения участники надевали на руки рукавицы или прикрывали их тканью и закрывали лица капюшонами. Труп обмывали в простыне или накрывая его особым покрывалом – пэрзэ. Как только ритуал заканчивался, покойника накрывали саваном. Его шитье начиналось в день смерти, а необходимые для этого предметы - большую (около пятнадцати квадратных метров) белую хлопчатобумажную ткань, новые нитки и полотенца для мытья - женщины заранее подготавливали и для своего мужа, и для себя. Саван состоял из множества слоев. На голову мужчины наматывали чалму. Погребальная церемония у башкир Существовал старый обычай, согласно которому после того, как тело было обмыто и одето, покойника клали на большой кусок коры дерева и выносили из дома, обязательно ногами вперед, чтобы был известен путь возвращения из потустороннего мира. Затем в порог дома, откуда вынесли покойника, забивали несколько гвоздей и сыпали золу. Затем тело несли на деревянных носилках к воротам. Все мужчины шли в траурной процессии на кладбище, но женщинам не разрешалось участвовать в процессии, что считалось плохим предзнаменованием. Башкиры копали могилы с востока на запад, с нишей внутри могилы, отходящей от ее правой стены, которая называется лэхет, чтобы покойный был обращен лицом к Каабе. Глубина могилы обычно была небольшой, до пояса или груди копающего. Запрещалось работать после того, как человек вспотеет. Уставших быстро заменяли новыми, запрещалось передавать лопату из рук в руки. При смене человека, копающего могилу, лопату надо было положить на землю, а новый копатель брал ее с земли. Все инструменты для рытья могилы всегда хранились на кладбище, забирать их домой было запрещено. Непосредственно перед погребением тела мулла еще раз читал молитву. Трое родственников покойного, опускали тело в подготовленную могилу и клали его, обязательно на спину, в лэхет внутри могилы. Затем они замуровывали нишу с помощью досок, чтобы тело не было повреждено землей при закапывании могилы. Над могилой возводилось надгробное сооружение из плит, памятника и деревянной ограды. Иногда гробницы окружали рядом камней.
2022-09-29T09:00:00+03:00
2022-09-29T09:00:00+03:00
2022-10-04T14:12:02+03:00
2022
ru-RU