Обычай проводить на похоронах застолья своими корнями уходит в далекое прошлое. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить многие архаичные традиции: кулины у древнеримской цивилизации или тризны у наших славянских предков. Погребальные трапезы упоминаются и в Ветхом завете: «Раздай хлебы твои при гробе праведных» (Книга Товита, глава 4, стих 17).
На протяжении веков пища для наших предков имела сакральный смысл, и часто сопоставлялась или противопоставлялась явлению смерти. Очень многие обычаи, традиции и даже приметы так или иначе связаны с едой. Например, если ночью к дому покойного прилетали птицы (чаще всего кукушки), считалось, что они могут унести на своих крыльях души других домочадцев. Чтобы этого не произошло, для незваных гостей выносили угощение. Если пернатые принимали пищу, это служило добрым знаком: беду удалось отвести, и в ближайшее время других смертей случиться не должно. Подобные поверья существовали не только у славян, представители многих мировых культур верили, что при помощи еды можно откупиться от нечистой силы.
Несложно убедиться в том, что пища занимала в славянской культуре особое место. Ученые-этнографы долгое время изучали традиции народов, населявших в прошлом территорию нашей родины, и пришли к выводу, что во многих поговорках еда и смерть тесно связаны друг с другом. Примером может служить присказка «покойник из хаты, а хлеб-соль – в хату», которая использовалась в момент выноса умершего за порог дома.
Если задуматься о взаимосвязи этих понятий, в памяти сразу возникают знакомые с детства сюжеты. Например, история о «пряничном домике», где потерявшихся детей ожидает смерть или предания о лестнице, сложенной из хлеба, по которой душа может попасть на небеса. Во многих народных сказаниях пища также ассоциируется со строительным материалом, из которого создан мир иной. Наглядно это прослеживается в поговорке: «На небяске церковь с пирогов срублена, присноками выложена».
Встречаются подобные ассоциации и в авторских произведениях более позднего периода. Например, проекты «съедобного мира» встречаются у Велимира Хлебникова. В его сочинениях упоминаются съедобная земля, водоемы, полные щей и пода. Таким образом, тема еды в славянской культуре всегда была тесно связана со смертью. Какое отражение это нашло в традициях проведения ритуальной трапезы, рассмотрим в данной статье.
Главные свойства поминальных блюд
Практически во всех посмертных обрядах славян издавна используются те или иные ритуальные угощения. Пока умерший находился в стенах родного дома, ему на грудь клали свежеиспеченный блин, а на крышку гроба выставляли кушанья для гостей. Однако на этом трапеза не заканчивалась. В день похорон, пришедших потчевали и во дворе, после выноса скончавшегося, и на могиле сразу после погребения, и по возвращении домой – во время поминального ужина.
Еду было принято приносить на место захоронения, а также выставлять поминальные угощения для прохожих на подоконниках. Главной же трапезой в честь покойного считались поминки на сороковины.
Существовал на славянских похоронах и особый ритуал – оставлять для скончавшегося «не съедаемые блюда». Иногда для ушедших в мир иной накрывали отдельное место, а в некоторых случаях закуски для умершего родственника размещали на пустом краю общего стола. Ко всем подаваемым во время поминок блюдам относились с особым трепетом: еда считалась собственностью покойного, поэтому после застолья ее остатки не выбрасывали, а раздавали гостям или нуждающимся. В крайнем случае излишки предавали земле.
Существовала особая культура употребления поминальных блюд. Их подавали к столу только в память об усопшем, и считалось, что в другие дни такая пища может оказаться опасной. Существовали и другие предубеждения, например, в Болгарии с осторожностью обращались с водой, которой мыли посуду в день похорон или поминок. Согласно бытовавшим суевериям она была мертвой и непригодной для дальнейшего использования. Особые ограничения касались и детей: у некоторых народов не принято было кормить малолетних членов семьи кутьей.
Хлеб на похоронах и поминках
Испокон веков хлеб являлся основой славянской трапезы и выполнял символическую роль во время ключевых ритуалов: свадебных церемоний, похорон, праздников, а также при приеме гостей и в других бытовых ситуациях. У многих народов было принято заготавливать хлеб в тот день, когда из жизни уходил кто-то из членов семьи. Существовала даже особая присказка: «с горячим паром душа вышла». С хлебом и изделиями из муки и зерна (блинами, булочками и другой выпечкой) были связаны многочисленные обряды, ритуалы и поверья. Например, белорусы верили, что, если в момент выноса покойного из дома не оттереть руки от теста, а спрятать их под одеждой, можно увидеть духов, следующих за телом усопшего.
Зерно и хлеб испокон веков служили символами жизни и защиты от темных сил, с помощью которых славяне противостояли смерти. На похоронах такая пища использовалась сразу с несколькими функциями. В первую очередь - помогала символично «похоронить смерть», когда ставилась на место скончавшегося. После того как умерший покидал стены родного дома, дорогу до кладбища присыпали зернами, чтобы отгородить живых от смерти, которая следовала за преставившимся.
Мучная пища считалась защитой и для тех, кто непосредственно участвовал в погребении – мастеров, гробовщиков и других рабочих людей. Перед тем, как приступать к работе, им надлежало отведать хлеба.
Помимо защитной функции хлеб служил и для того, чтобы завоевать расположение духов. Изделия из зерна приносили в жертву, что сулило земле плодородие. Хлебом почитали память умерших предков: его оставляли на могиле, чтобы «покормить дедушек» и добиться их покровительства и защиты для всего рода. Раздавали выпечку и малоимущим жителям поселений, ведь считалось, что они олицетворяют мертвых, и совершенное подаяние может пойти на благо скончавшегося.
С хлебом на похоронах также было связано множество примет. Мучные изделия считались символом изобилия и благополучия, а, чтобы они не утратили своей силы, необходимо было придерживаться определенных правил.
Во многих регионах, если в доме находилось тело покойного, запрещалось употреблять выпечку в пищу. Также нельзя было допускать, чтобы в сторону умершего летели крошки, а запасы зерна постоянно пересыпали и перетряхивали. Когда гости приходили в дом с собственноручно приготовленными коврижками, по обычаю хозяйка принимала их сидя на месте скончавшегося члена семьи. Таким образом, хлеб ассоциировался с достатком и процветанием, которого живые члены семьи боялись лишиться после смерти родственника.
Кроме того, славяне верили, что с помощью специальных обрядов хлеб можно наделить магическими свойствами. В некоторых восточных регионах существовало поверье, что выпечка, которая находилась вблизи покойного, обретает способность приносить в семью благополучие.
21.01.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/traditsionnye-pogrebalnye-trapezy-slavyan/
Традиционные погребальные трапезы славян
Традиционные погребальные трапезы славян
Традиционные погребальные трапезы славян: Обычай проводить на похоронах застолья своими корнями уходит в далекое прошлое. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить многие архаичные традиции: кулины у древнеримской цивилизации или тризны у наших славянских...
Традиционные, погребальные, трапезы, славян
Обычай проводить на похоронах застолья своими корнями уходит в далекое прошлое. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить многие архаичные традиции: кулины у древнеримской цивилизации или тризны у наших славянских предков. Погребальные трапезы упоминаются и в Ветхом завете: «Раздай хлебы твои при гробе праведных» (Книга Товита, глава 4, стих 17). На протяжении веков пища для наших предков имела сакральный смысл, и часто сопоставлялась или противопоставлялась явлению смерти. Очень многие обычаи, традиции и даже приметы так или иначе связаны с едой. Например, если ночью к дому покойного прилетали птицы (чаще всего кукушки), считалось, что они могут унести на своих крыльях души других домочадцев. Чтобы этого не произошло, для незваных гостей выносили угощение. Если пернатые принимали пищу, это служило добрым знаком: беду удалось отвести, и в ближайшее время других смертей случиться не должно. Подобные поверья существовали не только у славян, представители многих мировых культур верили, что при помощи еды можно откупиться от нечистой силы. Несложно убедиться в том, что пища занимала в славянской культуре особое место. Ученые-этнографы долгое время изучали традиции народов, населявших в прошлом территорию нашей родины, и пришли к выводу, что во многих поговорках еда и смерть тесно связаны друг с другом. Примером может служить присказка «покойник из хаты, а хлеб-соль – в хату», которая использовалась в момент выноса умершего за порог дома. Если задуматься о взаимосвязи этих понятий, в памяти сразу возникают знакомые с детства сюжеты. Например, история о «пряничном домике», где потерявшихся детей ожидает смерть или предания о лестнице, сложенной из хлеба, по которой душа может попасть на небеса. Во многих народных сказаниях пища также ассоциируется со строительным материалом, из которого создан мир иной. Наглядно это прослеживается в поговорке: «На небяске церковь с пирогов срублена, присноками выложена». Встречаются подобные ассоциации и в авторских произведениях более позднего периода. Например, проекты «съедобного мира» встречаются у Велимира Хлебникова. В его сочинениях упоминаются съедобная земля, водоемы, полные щей и пода. Таким образом, тема еды в славянской культуре всегда была тесно связана со смертью. Какое отражение это нашло в традициях проведения ритуальной трапезы, рассмотрим в данной статье. Главные свойства поминальных блюд Практически во всех посмертных обрядах славян издавна используются те или иные ритуальные угощения. Пока умерший находился в стенах родного дома, ему на грудь клали свежеиспеченный блин, а на крышку гроба выставляли кушанья для гостей. Однако на этом трапеза не заканчивалась. В день похорон, пришедших потчевали и во дворе, после выноса скончавшегося, и на могиле сразу после погребения, и по возвращении домой – во время поминального ужина. Еду было принято приносить на место захоронения, а также выставлять поминальные угощения для прохожих на подоконниках. Главной же трапезой в честь покойного считались поминки на сороковины. Существовал на славянских похоронах и особый ритуал – оставлять для скончавшегося «не съедаемые блюда». Иногда для ушедших в мир иной накрывали отдельное место, а в некоторых случаях закуски для умершего родственника размещали на пустом краю общего стола. Ко всем подаваемым во время поминок блюдам относились с особым трепетом: еда считалась собственностью покойного, поэтому после застолья ее остатки не выбрасывали, а раздавали гостям или нуждающимся. В крайнем случае излишки предавали земле. Существовала особая культура употребления поминальных блюд. Их подавали к столу только в память об усопшем, и считалось, что в другие дни такая пища может оказаться опасной. Существовали и другие предубеждения, например, в Болгарии с осторожностью обращались с водой, которой мыли посуду в день похорон или поминок. Согласно бытовавшим суевериям она была мертвой и непригодной для дальнейшего использования. Особые ограничения касались и детей: у некоторых народов не принято было кормить малолетних членов семьи кутьей. Хлеб на похоронах и поминках Испокон веков хлеб являлся основой славянской трапезы и выполнял символическую роль во время ключевых ритуалов: свадебных церемоний, похорон, праздников, а также при приеме гостей и в других бытовых ситуациях. У многих народов было принято заготавливать хлеб в тот день, когда из жизни уходил кто-то из членов семьи. Существовала даже особая присказка: «с горячим паром душа вышла». С хлебом и изделиями из муки и зерна (блинами, булочками и другой выпечкой) были связаны многочисленные обряды, ритуалы и поверья. Например, белорусы верили, что, если в момент выноса покойного из дома не оттереть руки от теста, а спрятать их под одеждой, можно увидеть духов, следующих за телом усопшего. Зерно и хлеб испокон веков служили символами жизни и защиты от темных сил, с помощью которых славяне противостояли смерти. На похоронах такая пища использовалась сразу с несколькими функциями. В первую очередь - помогала символично «похоронить смерть», когда ставилась на место скончавшегося. После того как умерший покидал стены родного дома, дорогу до кладбища присыпали зернами, чтобы отгородить живых от смерти, которая следовала за преставившимся. Мучная пища считалась защитой и для тех, кто непосредственно участвовал в погребении – мастеров, гробовщиков и других рабочих людей. Перед тем, как приступать к работе, им надлежало отведать хлеба. Помимо защитной функции хлеб служил и для того, чтобы завоевать расположение духов. Изделия из зерна приносили в жертву, что сулило земле плодородие. Хлебом почитали память умерших предков: его оставляли на могиле, чтобы «покормить дедушек» и добиться их покровительства и защиты для всего рода. Раздавали выпечку и малоимущим жителям поселений, ведь считалось, что они олицетворяют мертвых, и совершенное подаяние может пойти на благо скончавшегося. С хлебом на похоронах также было связано множество примет. Мучные изделия считались символом изобилия и благополучия, а, чтобы они не утратили своей силы, необходимо было придерживаться определенных правил. Во многих регионах, если в доме находилось тело покойного, запрещалось употреблять выпечку в пищу. Также нельзя было допускать, чтобы в сторону умершего летели крошки, а запасы зерна постоянно пересыпали и перетряхивали. Когда гости приходили в дом с собственноручно приготовленными коврижками, по обычаю хозяйка принимала их сидя на месте скончавшегося члена семьи. Таким образом, хлеб ассоциировался с достатком и процветанием, которого живые члены семьи боялись лишиться после смерти родственника. Кроме того, славяне верили, что с помощью специальных обрядов хлеб можно наделить магическими свойствами. В некоторых восточных регионах существовало поверье, что выпечка, которая находилась вблизи покойного, обретает способность приносить в семью благополучие.
2022-01-21T09:00:00+03:00
2022-01-21T09:00:00+03:00
2022-10-03T10:45:47+03:00
2022
ru-RU