Риуальная служба

Мумификация в буддизме

Автор статьи: Волкова Наталья
Опубликованно: 11.05.2022 09:00
Рейтинг статьи:
4,9 (8 оценок)
990

Буддизм - одно из древнейших учений, которое сочетает в себе особую философскую систему и религию. Его принципы охватывают различные стороны жизни человека, в том числе и ее завершение, а также все сопутствующие этому ритуалы.

С древних времен погребение буддистов происходило согласно основным религиозным идеям. Их ярким проявлением стали сохранившиеся до наших дней мумии японских монахов. Уже не одно столетие мумифицированные останки привлекают к себе внимание исследователей и общественности. В нашей статье расскажем, как появились буддистские мумии, и какой смысл закладывался в этот древний ритуал, распространенный в среде монахов.

Древние традиции страны восходящего солнца: зачем проводили мумификацию

Многим из нас известны истории о мумиях египетских фараонов, для которых подданные строили величественные гробницы, а жрецы проводили посмертные ритуалы, способные навеки сохранить их тела. Однако мумификация была распространенной практикой не только в Древнеегипетском царстве.

В Японии такую процедуру называли сокусимбуцу, и она имела ряд отличий от погребальных ритуалов египтян. Главное из них, пожалуй, заключалось в том, что проводился ритуал в тот момент, когда человек был еще жив.

Сокусимбуцу практиковали монахи, избравшие путь аскетизма и мук на пути к просветлению. Даже само название этого обычая в дословном переводе означает «ставший Буддой во плоти». Добиться прижизненной мумификации было отнюдь непросто: она требовала значительной силы воли и духа, выносливости, постоянного изнурения собственного тела и медитации.

Пугающий древний обычай существовал в Японии на протяжении долгих веков. Последний известный случай самомумификации произошел в 1903 году. В общей сложности за прошедшие столетия успешно пройти через ритуал сокусимбуцу удалось лишь 24 монахам. При этом попыток было гораздо больше, и нередко стремление добиться «святости» приводило к тому, что человек погибал, так и не достигнув своей заветной цели. Исследователи также выдвигают мнение о том, что тела некоторых монахов могли не завершить мумификацию ввиду неблагоприятных внешних условий.

Особенности буддистской самомумификации

Процесс естественной мумификации человеческого тела был гораздо более сложным, чем процедуры, совершаемые жрецами для сохранения останков уже покойных людей. Его суть заключалась в том, что физические метаморфозы должны происходить без постороннего вмешательства, а лишь под воздействием великой силы природы.

Крайне важными факторами для успешного завершения мумификации становилось достаточное количество света, определенный уровень влажности и температуры окружающей среды. Правильное сочетание внешних условий позволяло затормозить разложение останков и сохранить их за счет полного испарения влаги. В результате оставалась лишь внешняя оболочка тела, покрывающая скелет. Значительное влияние оказывал и доступ кислорода: чем меньше он контактировал с телом, тем лучше сохранялись останки.

В отличие от посмертных технологий бальзамирования, самомумификация сочетала в себе принципы строгого аскетизма, изнурение тела голодом и физическими нагрузками, а также постоянные медитации. Это позволяло монаху пройти весь процесс самостоятельно, ведь тяжелые испытание на пути к просветлению приближали его к Будде.

Как появились первые буддистские мумии

Первым человеком, которому удалось достигнуть состояния сокусимбуцу стал монах по имени Кукай – один из видных мыслителей и литераторов IX века. Он также считается основоположником школы Сингон.

На протяжении всей жизни он придерживался строгих правил аскетизма: практически не употреблял пищу и воду, изнурял себя физическими нагрузками и большую часть времени проводил в молитвах. Итогом этого стала весьма необычная смерть.

По легенде она произошла на вершине горы Коя, где впоследствии мумию монаха обнаружили адепты Сингон. Обтянутые кожей останки Кукая были будто бы неподвластны времени: тело не разлагалось, а прошедшие годы оказались над ним не властны. Очевидцы утверждали, что сидящая в медитативной позе фигура монаха больше напоминала человека в состоянии глубокого сна.

Так и зародилась вера, что путем долгих страданий и воздержания можно достичь высшего просветления и стать воплощением Будды. Со временем у Кукая появилась масса последователей, которые стремились повторить судьбу мудреца.

Гора Коя и по сей день хранит останки просветленного монаха и является одним из священных мест. Регулярно неподалеку от мумии оставляют пищу, так как многие уверены, что и сейчас Кукай остается живым, просто находится в состоянии глубокой медитации.

Технология самомумификации

Сложность процедуры сокусимбуцу заключалась не только в колоссальном усилии воли и соблюдении всех необходимых внешних условий, но и в продолжительности этого процесса. Проходил он в несколько этапов.

В течение первой тысячи дней монах должен был сжечь все запасы жира в своем теле. Для этого он подвергал себя голоду, употребляя лишь небольшое количество орехов, плодов и зерен. Важную роль в это время играли и изнуряющие физические нагрузки.

Когда первый этап был завершен, обессилевший монах приступал к еще более суровой аскезе. Он практически полностью отказывался от пищи и начинал принимать ядовитый отвар. Вторую тысячу дней подпитывать свои силы разрешалось лишь кореньями и корой, а количество травяного чая все увеличивалось. На этой стадии у человека уже практически не оставалось сил на физические нагрузки, поэтому на смену им приходили медитации.

В результате тело становилось практически обездвиженным, ведь вместе с жировой тканью уходили и мышцы. Между тем, заветная цель оказывалась все ближе. Когда завершалась вторая тысяча дней, монах заваривал себе ядовитый настой, который провоцировал приступы рвоты и вызывал полное обезвоживание организма. Вероятно, именно благодаря токсическому действию сока дерева уруси, который входил в его состав, удавалось провести полную мумификацию и сохранить тело на долгие века. Из-за ядовитых веществ, которые накапливались в тканях, останки становились непривлекательными для насекомых и личинок.

В результате всех перечисленных действий человек постепенно превращался в мумию, а от его прежнего облика оставался лишь скелет и кожа, которая обтягивала его как тонкий пергаментный лист. Однако на этом процесс не заканчивался. Крайне важно было выполнить захоронение мумии, что сам монах был не в состоянии исполнить. Этот ритуал проводили обычно его ученики.

Фигуру в позе лотоса помещали в ящик из дерева, а затем мумию замуровывали в каменной нише. В могилу вела тростниковая трубочка, через которую монах некоторое время еще мог дышать. О том, жив ли учитель, его сподвижники могли узнать по звону колокольчика, подвешенного внутри. Однако, долго существовать в таких условиях человек не мог, поэтому довольно скоро он умирал. На этом процедура завершалась.

Традиция сокусимбуцу в наше время

Ритуал самомумификации существовал в Японии на протяжении многих веков, однако, со временем на него наложили запрет. Произошло это из-за особой жестокости процедуры и ее опасности, ведь попыток достичь состояния сокусимбуцу было гораздо больше, чем действительно успешных исходов. Кроме того, официальной религией в стране восходящего солнца вскоре стал синтоизм, и столь радикальные проявления буддистского учения не могли быть благосклонно приняты действующей властью.

В настоящий момент самомумификация в Японии запрещена на государственном уровне. При этом кара может настигнуть как человека, который принял такое решение, так и тех, кто оказал ему в этом помощь – подобное расценивается как содействие самоубийству. Кроме того, извлечение мумии через 3 года и 3 месяца, как того требует обычай, попадает под статью о разорении гробниц и уничтожении трупа, что предусматривает уголовную ответственность.

Постепенно уходят в прошлое и традиции школы Сингон, монахи которой являются главными хранителями существующих мумий. В далеком прошлом храмы, расположенные высоко в горах, от каждого странника получали плату за проход через их территорию. В настоящее время такого дохода у них нет. Кроме того, законодательство Японии не позволяет признать сокусимбуцу объектами культурного наследия и выплачивать на них дотации. Все дело в том, что мумифицированные останки нельзя причислить к категории статуй или других материальных ценностей, ведь по своей сути они являются телами людей. Таким образом, содержание мумий полностью ложится на храмы, в которых они размещены. В настоящее время единственной финансовой поддержкой становятся пожертвования туристов.

Несмотря на существующие законы о запрете сокусимбуцу, и в наши дни остаются последователи буддизма, которые стремятся повторить этот ритуал. В Японии это привело к появлению нового вида мошенничества: под видом служителей храмов, которые в прошлом помогали монахам в проведении самомумификации, желающим предлагают обрести бессмертие в виде мумии. Однако после заключения договора и выплаты денег, «поддельные» монахи исчезают, не исполнив своих обещаний.

Можно заключить, что сегодня практика сокусимбуцу – исторический феномен, который является неотъемлемой частью японской культуры. Однако это вовсе не одна из существующих и практикуемых в наши дни способов погребения.

11.05.2022 09:00

Мумификация в буддизме: полезная информация

Нужны дополнительные сведения на тему – «Мумификация в буддизме», но не находите полноценный ответ? На этой странице мы постарались изложить полезную информацию по запросу «Мумификация в буддизме». Если, в предоставленном материале вам не хватило информации, вы можете обратится в круглосуточную справочную по телефону 8 (495) 966-46-46, или проконсультироваться онлайн.

Статьи похоронной тематики в Санкт-Петербурге

Узнать в какой морг отвезли умершего