Казаки в России несколько столетий были довольно большой этносословной группой, включающей в себя русских и украинцев, татар и башкир, белорусов и калмыков, армян и чеченцев, и другие народы, населявшие огромную страну. В переводе с тюркского языка казак — это вольный, свободный человек. Селились эти вольные люди в основном вблизи южных рубежей и со временем образовали стражу границ. Им давали бесплатно землю, платили жалованье за несение пограничной службы. Жили они станицами, были хорошими воинами, участвовали в войнах с Турцией, в 1-ую Мировую войну, в Гражданскую. Последняя разделила казачество на 2 части. Одна участвовала в Белом движении и осела затем в Европе, Канаде, Южной Америке. Вторая часть сражалась на стороне Красной Армии и осталась в России. Всё время своего существования казачество России сохраняло свою самобытность. Это язык и особенный казачий быт и семейный уклад, культура (замечательные казачьи песни героического содержания), военная служба т. д. Свои обычаи и традиции были у казаков и в такой специфической сфере как похороны.
Похороны казака: традиции и обычаи
По вероисповеданию казаки России принадлежат к Русской Православной Церкви. Традиции православия соблюдались во всех сферах духовной жизни, но с некоторыми нюансами, характерными для различных групп российского казачества. Оно расселилось от Дона до Тихого океана, от Урала до предгорий Кавказа. Обычаи и традиции похорон формировались в зависимости от места и условий проживания, под влиянием местного населения и т. д. В давние времена над захоронением казаков насыпали курган. Сейчас это обычные могилы, часто с православным крестом или часовенкой.
Похороны мужчины-казака
Похороны мужчины-казака отличались особой обрядностью. Всё зависело от того, какова была его социальная роль: был ли он воином, охотником, простым станичником. Атрибутами и участниками похоронных обрядов воина были оружие, награды и боевой конь, провожавший своего хозяина до «переправы» в иной мир. Гроб кубанского казака покрывали знаменем, на него клали папаху, шашку и кинжал. У запорожцев добавлялась ещё и пика. У донских казаков шашку с ножнами прибивали к крышке гроба. За гробом усопшего вели его боевого коня в полном снаряжении: седло, сбруя, пистолеты, вьюки… Интересные особенности этнографы обнаружили в похоронном обычае казаков-трезвенников и казаков-гуляк. Над могилой трезвенника водружали белый флаг, символизирующий его праведный образ жизни. В гроб казака-выпивохи клали штоф с самогоном. В штофе содержалось от 1,229 до 1,540 литра, так что казак мог на славу погулять и на том свете. На могиле казака сначала оставляли охранный кирпич с вырезанным на нём крестом, позднее устанавливали православный крест или металлическую, или каменную часовенку. Вместо лампадок в ней подвешивали колокольчики, издававшие звон, как на церковной колокольне.
Похороны женщины-казачки и детей
Умерших казачек также хоронили по православному обычаю. Особенностью этих похорон было то, что гроб с телом умершей несли женщины. Если усопшая была девственницей, то несли её невинные девушки. Гроб покрывали белым покрывалом. Если умирала роженица и при этом погибал ребёнок, их хоронили в одном гробу. Младенца, который умер, не успев принять обряд крещения, хоронили либо под порогом дома, либо рядом с фруктовым деревом (яблоней, грушей, сливой, вишней), росшим во дворе дома. Крест над могилкой не ставили. Снаряжали усопшую в загробный мир только женщины: омывали её, причёсывали, одевали в чистое нижнее бельё. Верхняя одежда была нарядной. Девушку часто наряжали в свадебное платье, веря, что на том свете она встретит жениха. Одежда усопшей женщины состояла из ситцевой или шерстяной юбки и кофточки обязательно с длинными рукавами. Под верхней юбкой были 2-3 нижних: та, что прилегала к телу, была обязательно белого цвета. Кофточка казачек была особого покроя: приталенная с баской (оборкой) ниже талии. Украшалась кофточка красивыми пуговицами, затейливой разноцветной тесьмой, кружевом вдоль застёжки и по низу кофты. Волосы усопшей девушки заплетались в одну косу, волосы женщины-казачки гладко зачёсывались и украшались кружевной шапочкой или шарфом.
После похорон
Проводив покойного на кладбище, сказав о нём много добрых слов, все, званые и незваные, собирались в доме усопшего на поминки. Поминальный обряд у казаков точно соответствует принятому в православии. Обязательно моют руки перед тем, как сесть за стол. Место хозяина никем не занято, стоит перед ним стопка с вином, покрытая кусочком чёрного хлеба, иногда блюдо с его любимой едой. Ведутся за столом тихие беседы, вспоминается умерший, всякие истории, связанные с ним. Поминальный обед готовится также в 3, 9 и 40 дни после смерти, потом на годовщину. Далее поминки по усопшему казаку устраивают в день его рождения и в день смерти. Конечно, в разных местах, где проживают казаки, могут быть свои, местные, особенности, но общие православные правила похорон и поминок сохраняются везде.
Ритуальная Служба организует и проводит похороны в согласии с национальными и религиозными обычаями и традициями. Все ваши пожелания будут учтены и непременно исполнены.
Подробные бесплатные консультации наши сотрудники дают по телефону 8 (495) 966-46-46. Он доступен в круглосуточном режиме.
29.09.2021 09:00
https://mosritservice.ru/stati/kazachi-pokhorony/
Казачьи похороны
Казачьи похороны
Казачьи похороны: Казаки в России несколько столетий были довольно большой этносословной группой, включающей в себя русских и украинцев, татар и башкир, белорусов и калмыков, армян и чеченцев, и другие народы, населявшие огромную...
Казачьи, похороны
Казаки в России несколько столетий были довольно большой этносословной группой, включающей в себя русских и украинцев, татар и башкир, белорусов и калмыков, армян и чеченцев, и другие народы, населявшие огромную страну. В переводе с тюркского языка казак — это вольный, свободный человек. Селились эти вольные люди в основном вблизи южных рубежей и со временем образовали стражу границ. Им давали бесплатно землю, платили жалованье за несение пограничной службы. Жили они станицами, были хорошими воинами, участвовали в войнах с Турцией, в 1-ую Мировую войну, в Гражданскую. Последняя разделила казачество на 2 части. Одна участвовала в Белом движении и осела затем в Европе, Канаде, Южной Америке. Вторая часть сражалась на стороне Красной Армии и осталась в России. Всё время своего существования казачество России сохраняло свою самобытность. Это язык и особенный казачий быт и семейный уклад, культура (замечательные казачьи песни героического содержания), военная служба т. д. Свои обычаи и традиции были у казаков и в такой специфической сфере как похороны. Похороны казака: традиции и обычаи По вероисповеданию казаки России принадлежат к Русской Православной Церкви. Традиции православия соблюдались во всех сферах духовной жизни, но с некоторыми нюансами, характерными для различных групп российского казачества. Оно расселилось от Дона до Тихого океана, от Урала до предгорий Кавказа. Обычаи и традиции похорон формировались в зависимости от места и условий проживания, под влиянием местного населения и т. д. В давние времена над захоронением казаков насыпали курган. Сейчас это обычные могилы, часто с православным крестом или часовенкой. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Похороны мужчины-казака Похороны мужчины-казака отличались особой обрядностью. Всё зависело от того, какова была его социальная роль: был ли он воином, охотником, простым станичником. Атрибутами и участниками похоронных обрядов воина были оружие, награды и боевой конь, провожавший своего хозяина до «переправы» в иной мир. Гроб кубанского казака покрывали знаменем, на него клали папаху, шашку и кинжал. У запорожцев добавлялась ещё и пика. У донских казаков шашку с ножнами прибивали к крышке гроба. За гробом усопшего вели его боевого коня в полном снаряжении: седло, сбруя, пистолеты, вьюки… Интересные особенности этнографы обнаружили в похоронном обычае казаков-трезвенников и казаков-гуляк. Над могилой трезвенника водружали белый флаг, символизирующий его праведный образ жизни. В гроб казака-выпивохи клали штоф с самогоном. В штофе содержалось от 1,229 до 1,540 литра, так что казак мог на славу погулять и на том свете. На могиле казака сначала оставляли охранный кирпич с вырезанным на нём крестом, позднее устанавливали православный крест или металлическую, или каменную часовенку. Вместо лампадок в ней подвешивали колокольчики, издававшие звон, как на церковной колокольне. Похороны женщины-казачки и детей Умерших казачек также хоронили по православному обычаю. Особенностью этих похорон было то, что гроб с телом умершей несли женщины. Если усопшая была девственницей, то несли её невинные девушки. Гроб покрывали белым покрывалом. Если умирала роженица и при этом погибал ребёнок, их хоронили в одном гробу. Младенца, который умер, не успев принять обряд крещения, хоронили либо под порогом дома, либо рядом с фруктовым деревом (яблоней, грушей, сливой, вишней), росшим во дворе дома. Крест над могилкой не ставили. Снаряжали усопшую в загробный мир только женщины: омывали её, причёсывали, одевали в чистое нижнее бельё. Верхняя одежда была нарядной. Девушку часто наряжали в свадебное платье, веря, что на том свете она встретит жениха. Одежда усопшей женщины состояла из ситцевой или шерстяной юбки и кофточки обязательно с длинными рукавами. Под верхней юбкой были 2-3 нижних: та, что прилегала к телу, была обязательно белого цвета. Кофточка казачек была особого покроя: приталенная с баской (оборкой) ниже талии. Украшалась кофточка красивыми пуговицами, затейливой разноцветной тесьмой, кружевом вдоль застёжки и по низу кофты. Волосы усопшей девушки заплетались в одну косу, волосы женщины-казачки гладко зачёсывались и украшались кружевной шапочкой или шарфом. После похорон Проводив покойного на кладбище, сказав о нём много добрых слов, все, званые и незваные, собирались в доме усопшего на поминки. Поминальный обряд у казаков точно соответствует принятому в православии. Обязательно моют руки перед тем, как сесть за стол. Место хозяина никем не занято, стоит перед ним стопка с вином, покрытая кусочком чёрного хлеба, иногда блюдо с его любимой едой. Ведутся за столом тихие беседы, вспоминается умерший, всякие истории, связанные с ним. Поминальный обед готовится также в 3, 9 и 40 дни после смерти, потом на годовщину. Далее поминки по усопшему казаку устраивают в день его рождения и в день смерти. Конечно, в разных местах, где проживают казаки, могут быть свои, местные, особенности, но общие православные правила похорон и поминок сохраняются везде. Ритуальная Служба организует и проводит похороны в согласии с национальными и религиозными обычаями и традициями. Все ваши пожелания будут учтены и непременно исполнены. Подробные бесплатные консультации наши сотрудники дают по телефону 8 (495) 966-46-46 . Он доступен в круглосуточном режиме.
2021-09-29T09:00:00+03:00
2021-09-29T09:00:00+03:00
2023-12-20T12:43:21+03:00
2021
ru-RU