Риуальная служба

Казачьи песни о войне и смерти

Автор статьи: Горячев Андрей
Опубликованно: 25.10.2021 09:00
Рейтинг статьи:
4,5 (14 оценок)
1133

В средние века на окраинах Руси появилось особое вольное сословие, состоявшее в основном из обрусевших воинов Орды. Оно пополнялось бежавшими из центральной Руси негосударственными крестьянами и холопами, а также людьми других сословий и этнических групп. Называть их стали казаками, что в переводе с тюркского означало удалой, вольный человек. Государственная власть не стала преследовать беглецов, а поручила им охранять южные границы и разрешило жить по своим правилам. Со временем это сословие составило гордость и славу государства.

Образ жизни и военное воспитание казаков

Образ жизни казаков был самым простым и ни от кого не зависящим. Жили в южных степных краях станицами в небольших домах с подворьем, занимались рыболовством, охотой животноводством. Ходили походами во главе с выборным атаманом в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ. Военному искусству обучались с детства. Новорождённому дарили предметы военного назначения: ружьё, порох и пулю, стрелу и лук. На сороковой день рождения младенца стригли в кружок, как положено у казаков, отец надевал на него саблю и сажал перед собой на лошадь. Это было своего рода посвящением в казаки, с чем гордый отец и поздравлял жену. Трёхлетний ребёнок умел управлять лошадью, а пятилетнему сыну отец доверял проскакать на коне по степи. С малых лет мальчиков обучали владению оружием: саблей, пикой, ружьём, арканом. Так растили настоящих воинов, отчаянных храбрецов.

Военная служба и смерть в понимании казаков

Военная служба была уделом казака, его судьбой. Потому относились к ней как к чести и священному долгу. Военная служба всегда ходила об руку со смертью. Это знали все и были готовы принять смерть в бою как подобает настоящему мужчине и воину: её не боялись. Более того, многие принимали смерть в военных походах, на чужбине. Там и хоронили погибшего, поставив на могиле крест или деревянный столбик с навершием в виде крыши. Весть о гибели казака приносили в станицу его сослуживцы.

Народный песенный фольклор о жизни и смерти

О жизни и смерти в казачьей среде слагали песни, из них мы многое узнаём об этом самобытном воинском сословии. Собиратели и исследователи песенного фольклора казаков отмечают его военную направленность. Действительно, о военных событиях, сражениях, в которых участвовали казаки, о знаменитых героях сложено много песен. Военный фольклор можно даже разделить на категории:

Песни о славных командирах

Казачий командир — это безусловный патриот и защитник Отечества. Он храбр, хорошо знает суворовскую науку побеждать, он всегда впереди, не боится ни врага, ни смерти. В большом почёте у казаков имя атамана Платова Матвея Ивановича. Выходец из семьи донского казачьего старшины, Платов стал любимым командиром. Его казаки славили в своих песнях как героя Отечественной войны 1812 года, победителя врагов при штурме Очакова, взятии Измаила, а также основателя Новочеркасска, столицы Донских казаков.

Песни о рядовых казаках

Герои этих песен — командиры низшего звена, рядовые казаки. Они — та движущая сила, которая решала исход сражения, они ценой своей жизни обеспечивали победу, их хоронили на чужбине, они становились героями песен, насыщенных предчувствием смерти. Её предсказал атаману Степану Разину есаул, разгадав его сон с упавшей с головы чёрной шапкой. Светлой печалью наполнено ожидание неминуемой смерти в песне «Не для меня...». Готовясь к военному походу герой песни вспоминает родной край, семью, любимую девушку, как бы прощаясь с ними, предчувствуя неминуемую смерть от пули врага. Знаменитая песня «Чёрный ворон» — это рассказ об умирающем на поле сражения казаке, который просит зловещую птицу слетать в родную станицу и передать привет матушке и подарок жене, да рассказать о его смерти в чужом краю. Тоска о родной стороне, о близких, о степных просторах — вот основа таких песен. Казачьи песни просто и с большим чувством рассказывают о жестокой реальности, когда война забирает жизнь простого парня, отнимает сына у матери, мужа у жены, брата у сестры. Мелодия, сочинённая народом или композитором, ещё более усиливает воздействие на слушателей казачьих песен о войне и смерти.

Песенные традиции казаков в современности

Песенные традиции казаков поддерживаются творческими коллективами разных уровней. Казачьи песни любимы народом, их поют за праздничным столом, включают в концертные программы в исполнении больших хоров и популярных исполнителей. Это всегда большой праздник для души — послушать любимую песню в хорошем исполнении. Исполняются не только старинные военные казачьи песни, но и те, что созданы на стихи известных поэтов современности. Замечательное стихотворения советского поэта Давида Самойлова «Когда мы были на войне...», как никакое другое, совпало с тематикой и стилистикой казачьего военного фольклора. Неслучайно песня на слова этого стихотворения стала непременной частью репертуара многих хоров, в том числе, и Донского казачьего хора. Это песня о военных тяготах, о верности, любви и предательстве, об ожидании смерти на поле брани от «верной пули», которая избавит от всех печалей и вражды. Можно много говорить о казачьем песенном искусстве, но лучше всё-таки послушать, используя возможности интернета.

25.10.2021 09:00

Казачьи песни о войне и смерти: полезная информация

Нужны дополнительные сведения на тему – «Казачьи песни о войне и смерти», но не находите полноценный ответ? На этой странице мы постарались изложить полезную информацию по запросу «Казачьи песни о войне и смерти». Если, в предоставленном материале вам не хватило информации, вы можете обратится в круглосуточную справочную по телефону 8 (495) 966-46-46, или проконсультироваться онлайн.

Статьи похоронной тематики в Санкт-Петербурге

Узнать в какой морг отвезли умершего