Риуальная служба

Канопы: мумификация тел

Автор статьи: Волкова Наталья
Опубликованно: 16.02.2022 09:00
Рейтинг статьи:
4,7 (6 оценок)
514

Ни одна из древнейших цивилизаций не относилась столь трепетно к своим умершим, как египетская. Каждый со школьной скамьи знает о том, что древних правителей и вельмож Египетского Царства после смерти мумифицировали, чтобы они могли воспользоваться собственным телом в загробном мире. Считалось, что до тех пор, пока не истлеют останки, сущность человека продолжит свое существование.

Мумификация трупов в Древнем Египте

В основе всех посмертных ритуалов, которые использовали египетские жрецы, лежало ни что иное как бальзамирование. Эта процедура, которую сегодня активно применяют при подготовке покойного к похоронам, впервые появилась в Египте около 4,5 тысяч лет назад – во времена существования балдарийской археологической культуры. В те времена покойных просто заворачивали в пропитанные специальным средством полотна ткани и туго бинтовали. Чтобы придать мумие внешнее сходство с человеком, наносили рисунки. Таким образом останки на протяжении долгих столетий сохраняли свой внешний вид, хотя внутри тела покойных со временем обращались в прах.

Существовало несколько видов смесей для бальзамирования, каждая из которых имела свои особенности. Различались они по своему основному компоненту.

Смола. Обработанные растительным соком тела приобретали зеленоватый оттенок и при этом отличались хрупкостью. Разрушить мумию можно было простым касанием. Избежать этого помогал толстый слой бинтов, благодаря которому останки на протяжении долгих лет сохраняли свою исходную форму.

Битум. Отличить тела, обработанные таким средством довольно просто – они имеют глубокий черный оттенок. При этом бальзамирующий состав настолько глубоко проникал в тело усопшего, что ученым, исследовавшим мумии, так и не удалось определить, где заканчивался созданный тканый кокон и начинались сами останки.

Натровые соли. Такие мумии выглядят практически так же, как останки монахов времен Средневековья.

Мёд. Продукт жизнедеятельности пчел, как ни удивительно, широко применялся в бальзамировании. По легенде именно таким способом обработали тело Александра Македонского после его кончины.

Извлечение внутренних органов

Еще на заре человечества было известно, что тела обращаются в прах постепенно: сначала разлагаются внутренние органы, и лишь затем – мышцы и кости. Чтобы отсрочить этот момент, все «скоропортящиеся» части человеческого организма извлекали в первые дни после смерти. Однако просто избавиться от внутренностей было недопустимо – по существовавшему убеждению покойному после смерти его тело требовалось целиком. Поэтому все, что было изъято из брюшной полости, обрабатывали бальзамирующими составами и помещали в специальные ритуальные сосуды. Таким образом поступали со всеми органами, за исключением сердца – его вкладывали обратно в грудную клетку, чтобы в решающий день боги взвесили его на весах и определили посмертную участь покойного.

Уложение в канопы

На протяжении столетий, технологии обработки тел умерших развивались и становились все более совершенными, однако некоторые ритуалы оставались неизменными. Так, для внутренностей покойного всегда использовали четыре сосуда. За ними закрепилось название каноп, однако историки утверждают, что здесь была допущена вопиющая историческая несправедливость.

Изначально канопами называли не ритуальные емкости, а бытовые – большинство из них были привезены из располагавшегося неподалеку от Александрии древнего города Канопа, названного в честь одного из проявлений верховного бога Осириса. Неточность допустили торговцы предметами старины, в руки которых попали ритуальные объекты: по незнанию их также называли канопами, хотя помимо формы никаких сходств у двух видов сосудов не было.

Одними из самых древних каноп, известных на сегодняшний день, являются сосуды, принадлежавшие египетской царице Хетепхерес I – матери фараона Хеопса. Более древних артефактов обнаружить не удалось, поэтому исследователи полагают, что именно с этого периода сосуды для внутренних органов умерших стали непременным атрибутом посмертного ритуала.

Разновидности каноп

Первые ритуальные сосуды имели вид округлых ваз с крышками и с самым простым оформлением. Со временем, однако, их внешний вид менялся, и к периоду Нового царства канопы превратились в изящные вытянутые амфоры с зауженным основанием и фигурными ручками. На крышки стали наносить изображение усопшего. Например, на ритуальных сосудах, где хранились останки Тутанхамона, были созданы четыре повторяющие друг друга скульптуры правителя.

Во времена Рамессидов возник обычай наносить на каждую канопу изображение одного из покровителей – сыновей Гора, отвечающие за тот или иной орган:

  • Амсета (печень);
  • Дуамутефа с головой шакала (желудок);
  • Кебехсенуф с головой сокола (кишечник);
  • Хапи с головой павиана (легкие).

В более поздние периоды Египетского Царства на смену канопам пришли миниатюрные версии саркофагов, которые по своей форме и внешнему виду полностью повторяли основное вместилище для останков.

Существовал и другой подход к мумификации внутренних органов: иногда их обрабатывали консервирующими жидкостями, помещали в тканый мешочек и укладывали обратно в брюшную полость покойного. Однако канопы использовали даже при таком способе обработки останков, они просто оставались пустыми и играли не более чем символическую роль.

Размещение каноп

Особое внимание уделяли канопам при размещении мумии в гробнице. Допускались два варианта их расположения: установка сосудов по углам погребальной камеры, в центре которой находился саркофаг, или уложение в специальный ритуальный сундучок. Во втором случае на поверхности ларца изображали особо почитаемых богинь египетского пантеона: Нефтиду – покровительницу мира мертвых, богиню войн и разрушений, Нейт, а также Мут и Исиду, отвечавших за материнство.

От каноп к урнам

По мнению исследователей, именно канопы послужили древним прототипом современных ритуальных урн. Использовать их продолжили даже после заката Древнеегипетского Царства. Традицию укладывать останки в специальные сосуды у египтян переняли этруски, однако ритуал они проводили уже после сожжения тел своих покойных.

16.02.2022 09:00

Канопы: мумификация тел: полезная информация

Нужны дополнительные сведения на тему – «Канопы: мумификация тел», но не находите полноценный ответ? На этой странице мы постарались изложить полезную информацию по запросу «Канопы: мумификация тел». Если, в предоставленном материале вам не хватило информации, вы можете обратится в круглосуточную справочную по телефону 8 (495) 966-46-46, или проконсультироваться онлайн.

Статьи похоронной тематики в Санкт-Петербурге

Узнать в какой морг отвезли умершего