Традиции проведения похоронных церемоний складывались веками, и у каждого народа существовали уникальные обычаи. Особый порядок погребения усопших был и у славян, причем многие из таинств включали разнообразные магические ритуалы. Сегодня они известны благодаря исследованиям антропологов и фольклористов.
Большинство древних ритуалов проходили с использованием специальных сакральных атрибутов: некоторые из них становились символами смерти, другие, в свою очередь, противопоставлялись ей. В зависимости от того, какие предметы использовались во время обряда, магические практики делились на несколько основных видов. Расскажем подробнее о каждом из них.
Принадлежащее смерти
В представлениях восточных славян символами смерти считались вполне привычные вещи. К ним приписывали даже некоторые продукты питания, например, зерно, лен и мак. Для многих древние ритуалы остаются загадкой, ведь разобраться, как связаны сельскохозяйственные культуры с уходом человека из жизни, довольно непросто. Стоит помнить, что многие обычаи, которые пришли к нам из глубины веков, не следует трактовать слишком буквально. Зачастую они наделены гораздо большим символическим смыслом, чем кажется на первый взгляд.
Зерно с древних времен ассоциировалось у наших предков с круговоротом жизни и смерти: оно рождалось из семян умершего ранее растения, росло, развивалось, а затем вновь погибало, порождая свежие ростки. Связанными со смертью считались все продукты, которые изготавливались из зерна и муки. Хлеб, каши, блины и многие другие блюда, а также посуда и печи, в которых они выпекались, символизировали загробную жизнь и активно использовались в ритуалах.
Особое место в фольклоре отводится печам. Считалось, что там обитают души скончавшихся. С ними были связаны многие обряды, призванные очистить живущих от любых следов смерти и явлений из загробного мира. Например, после возвращения с кладбища надлежало непременно коснуться печи, а избавиться от тяжелых дум о покойном домочадцы могли, трижды выкрикнув его имя в печное горнило.
Многие славянские обряды не обходились и без могильной земли. Каждый скорбящий во время похорон набирал ее в пригоршню, а по возвращении домой натирал свою грудь, чтобы «отвадить» смерть. Дом, где ушел из жизни кто-то из членов семьи, обсыпали со всех сторон маком или зерном. Все перечисленные обряды использовались в качестве процедур очищения, их проводили после каждых похорон. Однако какой сакральный смысл был вложен в такие ритуалы?
Специалисты, исследующие традиции и быт восточных славян, сходятся во мнении, что все «смертельные» предметы были напрямую связаны с представлениями о забвении. Родственники покойного таким образом пытались облегчить свое горе и забыть трагичные подробности, умертвить смерть в своей памяти и изгнать ее из семейного дома.
Применялись связанные с покойным вещи не только во время ритуальных обрядов, но и во многих бытовых ситуациях. Все предметы, продолжительное время находившиеся вблизи покойников, наделялись магическим действием, и считалось, что они способны «убивать смерть». Мерки покойного или отрезы ткани, которыми перевязывали его руки и ноги, затем использовали лекари для излечения больных. Применяли их и в случае падения скота, чтобы отогнать мор.
Не только с болезнями помогали справляться принадлежавшие смерти предметы. Раздобыв вещь с могилы, можно было «усмирить» загулявшего мужа или вылечить родственника от пьянства. Удивительно, но погребальные атрибуты использовали и для магических ритуалов, связанных с войнами или судебными делами. Активно применяли их черные маги и ворожеи, с помощью ритуальных предметов можно было совершить приворот, отвадить недоброжелателей или даже свести врага в могилу.
Со смертью связывали не только материальные предметы, но и некоторые места. Погреба и колодцы в сознании наших предков всегда ассоциировались с чем-то потусторонним, они полагали, что такие сооружения служат входами в загробный мир. Отсюда пошло и поверье, которое до сих пор существует во многих регионах: если заглянуть ночью в колодец, можно избавиться от бессонницы, «убив» ее. Символический смысл переносился и на сновидения. Спуститься во время сна в погреб или глядеть вглубь колодца означало предвидеть скорую смерть близкого человека.
Противопоставленное смерти
Многие магические ритуальные предметы к смерти прямого отношения не имели и, наоборот, противопоставлялись ей. Число их было весьма внушительным, но каким образом они относились к кончине человека – нашим современникам, вероятно, будет непросто догадаться без подсказки. В список входили свечи, гвозди, лошади, железные предметы, топоры, кочерги, колуны, а также некоторые виды древесины и многие другие, на первый взгляд, случайные вещи.
У древних славян существовала легенда о том, что смерть можно перерубить. Поэтому любые режущие предметы служили для отпугивания всего загробного и потустороннего. Не любила смерть и железо, из которого могло быть изготовлено оружие против нее. Такие поверья положили начало многим ритуальным приметам. В день погребения нельзя было кроить ножницами ткань, шить иглой или даже просто нарезать хлеб.
Антропологам удалось обнаружить немало свидетельств о том, что отпугнуть смерть, по мнению наших предков, могли и изделия из осины. По этой причине гробы из данного дерева не сколачивали. В то же время, во многих поселениях признаком явной окончательной смерти был вбитый в тело усопшего осиновый кол. После этого покойник лишался возможности восстать из мертвых.
Существовало и мнение о том, что смерть не переносит запаха лошадей. Например, карпатские славяне даже не использовали конные повозки для транспортировки усопших на кладбище, справляясь с этой задачей при помощи мулов или перемещая покойного самостоятельно.
Важным символом, который противопоставлялся уходу из жизни, издревле служили свечи. Их теплящееся пламя рассеивало темноту и освещало живущим жизненный путь. Столь мощный оберег использовался во многих ритуалах: свечу зажигали на могиле после погребения, оставляли на ночь вблизи усопшего, если тело находилось дома, а также несколько раз обходили с ней жилище, чтобы очистить его от присутствия потусторонних сил.
В прошлом свечи изготавливали из натуральных материалов, основным их которых служил пчелиный воск. По этой причине и сами пчелы противопоставлялись смерти, что позже воплотилось во многих приметах. Увидеть разъяренный или преградивший дорогу рой во сне считалось крайне дурным знаком. В некоторых областях существовало и другое поверье: если человек находился в состоянии летаргического сна, считалось, что в видениях ему обязательно являются пчелы.
29.01.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/pogrebalnye-praktiki-i-sueveriya-vostochnykh-slavyan/
Погребальные практики и суеверия восточных славян
Погребальные практики и суеверия восточных славян
Погребальные практики и суеверия восточных славян: Традиции проведения похоронных церемоний складывались веками, и у каждого народа существовали уникальные...
Погребальные, практики, и, суеверия, восточных, славян
Традиции проведения похоронных церемоний складывались веками, и у каждого народа существовали уникальные обычаи. Особый порядок погребения усопших был и у славян, причем многие из таинств включали разнообразные магические ритуалы. Сегодня они известны благодаря исследованиям антропологов и фольклористов. Большинство древних ритуалов проходили с использованием специальных сакральных атрибутов: некоторые из них становились символами смерти, другие, в свою очередь, противопоставлялись ей. В зависимости от того, какие предметы использовались во время обряда, магические практики делились на несколько основных видов. Расскажем подробнее о каждом из них. Принадлежащее смерти В представлениях восточных славян символами смерти считались вполне привычные вещи. К ним приписывали даже некоторые продукты питания, например, зерно, лен и мак. Для многих древние ритуалы остаются загадкой, ведь разобраться, как связаны сельскохозяйственные культуры с уходом человека из жизни, довольно непросто. Стоит помнить, что многие обычаи, которые пришли к нам из глубины веков, не следует трактовать слишком буквально. Зачастую они наделены гораздо большим символическим смыслом, чем кажется на первый взгляд. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Зерно с древних времен ассоциировалось у наших предков с круговоротом жизни и смерти: оно рождалось из семян умершего ранее растения, росло, развивалось, а затем вновь погибало, порождая свежие ростки. Связанными со смертью считались все продукты, которые изготавливались из зерна и муки. Хлеб, каши, блины и многие другие блюда, а также посуда и печи, в которых они выпекались, символизировали загробную жизнь и активно использовались в ритуалах. Особое место в фольклоре отводится печам. Считалось, что там обитают души скончавшихся. С ними были связаны многие обряды, призванные очистить живущих от любых следов смерти и явлений из загробного мира. Например, после возвращения с кладбища надлежало непременно коснуться печи, а избавиться от тяжелых дум о покойном домочадцы могли, трижды выкрикнув его имя в печное горнило. Многие славянские обряды не обходились и без могильной земли. Каждый скорбящий во время похорон набирал ее в пригоршню, а по возвращении домой натирал свою грудь, чтобы «отвадить» смерть. Дом, где ушел из жизни кто-то из членов семьи, обсыпали со всех сторон маком или зерном. Все перечисленные обряды использовались в качестве процедур очищения, их проводили после каждых похорон. Однако какой сакральный смысл был вложен в такие ритуалы? Специалисты, исследующие традиции и быт восточных славян, сходятся во мнении, что все «смертельные» предметы были напрямую связаны с представлениями о забвении. Родственники покойного таким образом пытались облегчить свое горе и забыть трагичные подробности, умертвить смерть в своей памяти и изгнать ее из семейного дома. Применялись связанные с покойным вещи не только во время ритуальных обрядов, но и во многих бытовых ситуациях. Все предметы, продолжительное время находившиеся вблизи покойников, наделялись магическим действием, и считалось, что они способны «убивать смерть». Мерки покойного или отрезы ткани, которыми перевязывали его руки и ноги, затем использовали лекари для излечения больных. Применяли их и в случае падения скота, чтобы отогнать мор. Не только с болезнями помогали справляться принадлежавшие смерти предметы. Раздобыв вещь с могилы, можно было «усмирить» загулявшего мужа или вылечить родственника от пьянства. Удивительно, но погребальные атрибуты использовали и для магических ритуалов, связанных с войнами или судебными делами. Активно применяли их черные маги и ворожеи, с помощью ритуальных предметов можно было совершить приворот, отвадить недоброжелателей или даже свести врага в могилу. Со смертью связывали не только материальные предметы, но и некоторые места. Погреба и колодцы в сознании наших предков всегда ассоциировались с чем-то потусторонним, они полагали, что такие сооружения служат входами в загробный мир. Отсюда пошло и поверье, которое до сих пор существует во многих регионах: если заглянуть ночью в колодец, можно избавиться от бессонницы, «убив» ее. Символический смысл переносился и на сновидения. Спуститься во время сна в погреб или глядеть вглубь колодца означало предвидеть скорую смерть близкого человека. Противопоставленное смерти Многие магические ритуальные предметы к смерти прямого отношения не имели и, наоборот, противопоставлялись ей. Число их было весьма внушительным, но каким образом они относились к кончине человека – нашим современникам, вероятно, будет непросто догадаться без подсказки. В список входили свечи, гвозди, лошади, железные предметы, топоры, кочерги, колуны, а также некоторые виды древесины и многие другие, на первый взгляд, случайные вещи. У древних славян существовала легенда о том, что смерть можно перерубить. Поэтому любые режущие предметы служили для отпугивания всего загробного и потустороннего. Не любила смерть и железо, из которого могло быть изготовлено оружие против нее. Такие поверья положили начало многим ритуальным приметам. В день погребения нельзя было кроить ножницами ткань, шить иглой или даже просто нарезать хлеб. Антропологам удалось обнаружить немало свидетельств о том, что отпугнуть смерть, по мнению наших предков, могли и изделия из осины. По этой причине гробы из данного дерева не сколачивали. В то же время, во многих поселениях признаком явной окончательной смерти был вбитый в тело усопшего осиновый кол. После этого покойник лишался возможности восстать из мертвых. Существовало и мнение о том, что смерть не переносит запаха лошадей. Например, карпатские славяне даже не использовали конные повозки для транспортировки усопших на кладбище, справляясь с этой задачей при помощи мулов или перемещая покойного самостоятельно. Важным символом, который противопоставлялся уходу из жизни, издревле служили свечи. Их теплящееся пламя рассеивало темноту и освещало живущим жизненный путь. Столь мощный оберег использовался во многих ритуалах: свечу зажигали на могиле после погребения, оставляли на ночь вблизи усопшего, если тело находилось дома, а также несколько раз обходили с ней жилище, чтобы очистить его от присутствия потусторонних сил. В прошлом свечи изготавливали из натуральных материалов, основным их которых служил пчелиный воск. По этой причине и сами пчелы противопоставлялись смерти, что позже воплотилось во многих приметах. Увидеть разъяренный или преградивший дорогу рой во сне считалось крайне дурным знаком. В некоторых областях существовало и другое поверье: если человек находился в состоянии летаргического сна, считалось, что в видениях ему обязательно являются пчелы.
2022-01-29T09:00:00+03:00
2022-01-29T09:00:00+03:00
2022-10-03T10:45:47+03:00
2022
ru-RU