Во времена советской власти официальная идеология шла вразрез с религиозным учением, и святыни, веками хранившиеся в русских храмах, были изъяты. Реликвии стали возвращать лишь после окончания периода активной антирелигиозной кампании – в середине 1940-х годов прошлого века.
Русской Православной Церкви тогда были переданы мощи многих великомучеников, но останков Серафима Саровского – особо почитаемого святого – среди них не было. Возвратить святыню удалось лишь много лет спустя – в 1991 году. Мощи преподобного с тех пор хранятся в Серафимо-Дивееском монастыре под Нижним Новгородом.
Серафим Саровский
Преподобный старец, в миру – Прохор Исидорович Мошнин, родился в семье зажиточного курского купца в 1754 году. В 1778 году он принял решение посвятить себя служению Богу, после чего стал послушником Саровского монастыря. Восемь лет спустя он получает монашеское звание и принимает новое имя – Серафим.
С 1794 года он уходит из монастыря, чтобы поселиться в одиночестве в простом жилище на опушке леса, где проведет более 15 лет. Все это время Серафим предается молитвам, отказывая себе в отдыхе и мирских благах. Для подкрепления сил он питается лишь травой снытью и тем, что подарит ему земля на собственном огороде. Со временем к жилищу монаха начинают стекаться люди, ведь по окрестностям идет молва о чудесах, происходящих в обители отшельника. Местные рассказывают, что к дверям Серафима приходят медведи и другие лесные обитатели, которых тот кормит с рук, ни капли не опасаясь.
Возвратившись в монастырь, монах уединяется и проводит пятнадцать лет в постоянных молитвах. В последующие годы к нему будут стекаться за наставлениями и вразумлениями многие люди, а слава о целителе и провидце распространится по всей России. В то время Серафим становится одним из покровителей монастыря в близлежащем поселении Дивееве, который впоследствии будет назван в его честь – Серафимо-Дивеевским. Скончался старец в 1833 году.
С 1903 года Российская Православная Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых, и открыла его мощи прихожанам. С тех пор были составлены многочисленные жизнеописания святого, печатались и передавались из уст в уста воспоминания о нем.
Вера в чудесные деяния старца и после его смерти привлекает в Саров паломников и страждущих. Многие говорят о том, что даже сами места, где проживал преподобный, наделены необыкновенной силой.
Мощи
Простой дубовый гроб, в котором предали земле останки преподобного Серафима Саровского, он смастерил сам. При перезахоронении там был обнаружен скелет старца, остатки истлевших одежд, медный нательный крест и некоторые другие вещи. Мощи святого перенесли в мраморную раку из светло-серого камня. Украсили могилу преподобного лишь резные узоры. Шлифовать и наносить позолоту мастера не стали, чтобы подчеркнуть аскетичный образ жизни Святого Серафима.
Торжественное таинство переложения останков происходило в окружении большого числа паломников и прихожан. Присутствовали на церемонии члены императорской семьи и многие высокопоставленные люди.
С приходом советского режима и распространением общей антирелигиозной идеологии, многие реликвии, хранившиеся в храмах, были изъяты. Активно боролась новая власть и с почитанием мощей. В 1920 году раку Серафима Саровского вскрыли, а его останки передали в ЦАМ (Центральный антирелигиозный музей). Некоторое время рака преподобного Серафима оставалась выставленной на всеобщее обозрение и была прикрыта лишь стеклом. Это привело к массовым недовольствам, после чего служителям храма все же разрешили вернуть на место крышку. С 1927 года Саровский монастырь официально считался закрытым.
В тяжелые военные годы, музей, где хранились православные реликвии, стал общежитием для солдат, противостоявших ударам противника с воздуха. Все его экспонаты были собраны в одном из помещений. После окончания боевых действий верующие обратились к партийному руководству с просьбой вернуть мощи Святого Серафима назад в храм в Сарове. В то время позиция власти была уже не столь бескомпромиссной, однако этого так и не произошло, ведь город и прибрежные районы стали засекреченным государственным атомным объектом. Саров отделили от остальной территории страны колючей проволокой, а попасть туда отныне стало возможно только через закрытый пропускной пункт. Название города пропало со всех карт, а в секретных документах его стали упоминать под всевозможными шифрами: Кремлев, Арзамас-16, Арзамас-75, Шатки-1.
Разумеется, властям было крайне невыгодно, чтобы засекреченный объект становился предметом повышенного внимания, поэтому мощи Серафима Саровского отправляют не в родные края, а в Ленинград. В Музее истории религий, который был создан на территории Казанского собора, в те годы хранились многие православные святыни. Они то выставлялись на обозрение публики, то переносились в запасники. Не существовало и четкой системы учета всех имеющихся объектов. В какой-то момент власти даже рассматривали вопрос о том, чтобы передать останки святых в крематорий. К счастью, этого так и не произошло.
В 1990 году сотрудники Музея, разбиравшие экспонаты, внезапно обнаружили мощи Серафима Саровского. После заключения государственной комиссии об их подлинности, останки перенесли в Александро-Невскую лавру, а спустя год было принято решение вернуть их на родину.
В августе 1991 года, после торжественного крестного хода и массового молебна, мощи переместили в раку и разместили ее во вновь открытом Серафимо-Дивеевском монастыре. Так и сбылось предсказание Святого Серафима о том, что тело его будет покоиться в Дивееве.
Паломники
Местом массового паломничества город, где прошла жизнь Серафима Саровского, стал еще в XIX веке. С тех пор поток верующих, прибывающих к местам, связанным с преподобным, не иссякал. Советским властям даже пришлось запланировать перемещение мощей из монастыря на начало весны, когда из-за паводка верующие не могли добраться до святыни. Сложности возникали и в послевоенные годы. Паломники стремились во что бы то ни стало попасть в святые места, даже несмотря на суровый пропускной режим, установленный в окрестностях.
С тех пор как останки были возвращены в родные места, каждый год тысячи страждущих приезжают в Дивеево - воочию увидеть, где прошла жизнь преподобного Серафима Саровского, и прикоснуться к его мощам. Больше всего посетителей здесь в летнее время. Богослужения в честь обретения мощей святого проходят в первый день августа, исключением не стали даже самые тяжелые времена пандемии. Несмотря на противоэпидемиологические меры, все торжества прошли при участии верующих со всей страны, а для тех, кто не смог присутствовать лично, велась видеотрансляция.
В то же время Саров до сих пор остается закрытым городом из-за расположенных на его территории объектов по разработке ядерного оружия, а Серафим Саровский почитается физиками как их святой покровитель.
21.02.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/moshchi-serafima-sarovskogo/
Мощи Серафима Саровского
Мощи Серафима Саровского
Мощи Серафима Саровского: Во времена советской власти официальная идеология шла вразрез с религиозным учением, и святыни, веками хранившиеся в русских храмах, были...
Мощи, Серафима, Саровского
Во времена советской власти официальная идеология шла вразрез с религиозным учением, и святыни, веками хранившиеся в русских храмах, были изъяты. Реликвии стали возвращать лишь после окончания периода активной антирелигиозной кампании – в середине 1940-х годов прошлого века. Русской Православной Церкви тогда были переданы мощи многих великомучеников, но останков Серафима Саровского – особо почитаемого святого – среди них не было. Возвратить святыню удалось лишь много лет спустя – в 1991 году. Мощи преподобного с тех пор хранятся в Серафимо-Дивееском монастыре под Нижним Новгородом. Серафим Саровский Преподобный старец, в миру – Прохор Исидорович Мошнин, родился в семье зажиточного курского купца в 1754 году. В 1778 году он принял решение посвятить себя служению Богу, после чего стал послушником Саровского монастыря. Восемь лет спустя он получает монашеское звание и принимает новое имя – Серафим. С 1794 года он уходит из монастыря, чтобы поселиться в одиночестве в простом жилище на опушке леса, где проведет более 15 лет. Все это время Серафим предается молитвам, отказывая себе в отдыхе и мирских благах. Для подкрепления сил он питается лишь травой снытью и тем, что подарит ему земля на собственном огороде. Со временем к жилищу монаха начинают стекаться люди, ведь по окрестностям идет молва о чудесах, происходящих в обители отшельника. Местные рассказывают, что к дверям Серафима приходят медведи и другие лесные обитатели, которых тот кормит с рук, ни капли не опасаясь. Возвратившись в монастырь, монах уединяется и проводит пятнадцать лет в постоянных молитвах. В последующие годы к нему будут стекаться за наставлениями и вразумлениями многие люди, а слава о целителе и провидце распространится по всей России. В то время Серафим становится одним из покровителей монастыря в близлежащем поселении Дивееве, который впоследствии будет назван в его честь – Серафимо-Дивеевским. Скончался старец в 1833 году. С 1903 года Российская Православная Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых, и открыла его мощи прихожанам. С тех пор были составлены многочисленные жизнеописания святого, печатались и передавались из уст в уста воспоминания о нем. Вера в чудесные деяния старца и после его смерти привлекает в Саров паломников и страждущих. Многие говорят о том, что даже сами места, где проживал преподобный, наделены необыкновенной силой. Мощи Простой дубовый гроб, в котором предали земле останки преподобного Серафима Саровского, он смастерил сам. При перезахоронении там был обнаружен скелет старца, остатки истлевших одежд, медный нательный крест и некоторые другие вещи. Мощи святого перенесли в мраморную раку из светло-серого камня. Украсили могилу преподобного лишь резные узоры. Шлифовать и наносить позолоту мастера не стали, чтобы подчеркнуть аскетичный образ жизни Святого Серафима. Торжественное таинство переложения останков происходило в окружении большого числа паломников и прихожан. Присутствовали на церемонии члены императорской семьи и многие высокопоставленные люди. С приходом советского режима и распространением общей антирелигиозной идеологии, многие реликвии, хранившиеся в храмах, были изъяты. Активно боролась новая власть и с почитанием мощей. В 1920 году раку Серафима Саровского вскрыли, а его останки передали в ЦАМ (Центральный антирелигиозный музей). Некоторое время рака преподобного Серафима оставалась выставленной на всеобщее обозрение и была прикрыта лишь стеклом. Это привело к массовым недовольствам, после чего служителям храма все же разрешили вернуть на место крышку. С 1927 года Саровский монастырь официально считался закрытым. В тяжелые военные годы, музей, где хранились православные реликвии, стал общежитием для солдат, противостоявших ударам противника с воздуха. Все его экспонаты были собраны в одном из помещений. После окончания боевых действий верующие обратились к партийному руководству с просьбой вернуть мощи Святого Серафима назад в храм в Сарове. В то время позиция власти была уже не столь бескомпромиссной, однако этого так и не произошло, ведь город и прибрежные районы стали засекреченным государственным атомным объектом. Саров отделили от остальной территории страны колючей проволокой, а попасть туда отныне стало возможно только через закрытый пропускной пункт. Название города пропало со всех карт, а в секретных документах его стали упоминать под всевозможными шифрами: Кремлев, Арзамас-16, Арзамас-75, Шатки-1. Разумеется, властям было крайне невыгодно, чтобы засекреченный объект становился предметом повышенного внимания, поэтому мощи Серафима Саровского отправляют не в родные края, а в Ленинград. В Музее истории религий, который был создан на территории Казанского собора, в те годы хранились многие православные святыни. Они то выставлялись на обозрение публики, то переносились в запасники. Не существовало и четкой системы учета всех имеющихся объектов. В какой-то момент власти даже рассматривали вопрос о том, чтобы передать останки святых в крематорий. К счастью, этого так и не произошло. В 1990 году сотрудники Музея, разбиравшие экспонаты, внезапно обнаружили мощи Серафима Саровского. После заключения государственной комиссии об их подлинности, останки перенесли в Александро-Невскую лавру, а спустя год было принято решение вернуть их на родину. В августе 1991 года, после торжественного крестного хода и массового молебна, мощи переместили в раку и разместили ее во вновь открытом Серафимо-Дивеевском монастыре. Так и сбылось предсказание Святого Серафима о том, что тело его будет покоиться в Дивееве. Паломники Местом массового паломничества город, где прошла жизнь Серафима Саровского, стал еще в XIX веке. С тех пор поток верующих, прибывающих к местам, связанным с преподобным, не иссякал. Советским властям даже пришлось запланировать перемещение мощей из монастыря на начало весны, когда из-за паводка верующие не могли добраться до святыни. Сложности возникали и в послевоенные годы. Паломники стремились во что бы то ни стало попасть в святые места, даже несмотря на суровый пропускной режим, установленный в окрестностях. С тех пор как останки были возвращены в родные места, каждый год тысячи страждущих приезжают в Дивеево - воочию увидеть, где прошла жизнь преподобного Серафима Саровского, и прикоснуться к его мощам. Больше всего посетителей здесь в летнее время. Богослужения в честь обретения мощей святого проходят в первый день августа, исключением не стали даже самые тяжелые времена пандемии. Несмотря на противоэпидемиологические меры, все торжества прошли при участии верующих со всей страны, а для тех, кто не смог присутствовать лично, велась видеотрансляция. В то же время Саров до сих пор остается закрытым городом из-за расположенных на его территории объектов по разработке ядерного оружия, а Серафим Саровский почитается физиками как их святой покровитель.
2022-02-21T09:00:00+03:00
2022-02-21T09:00:00+03:00
2022-10-03T10:45:46+03:00
2022
ru-RU