Дарение цветов прочно вошло в наши привычки, давно стало образом жизни и невозможно себе даже представить ни одного торжественного события без присутствия всеми любимых благоухающих и так радующих глаз растений. Так же ни одно ритуальное мероприятие не обходится без цветочных композиций – будь то живые или искусственные букеты. Мы даже не задумываемся о том, зачем нужны цветы на кладбище и откуда появилась эта традиция.
Языческие корни
Очевидно, что истоки традиции идут из древности, имеют языческие корни и относятся к предмету жертвоприношения. Одно из самых ранних упоминаний о подношении цветов богам относится к истории ритуала принесения в жертву животного или человека при строительстве. Надеясь на помощь богов в возведении построек, ацтеки, индусы и древнерусские зодчие закладывали в фундамент живое существо. Но, согласно легенде, однажды боги не приняли такой дар, но приняли цветы.
Также во времена язычества на Руси существовал ритуал плетения венков из березовых и дубовых веток на Зеленые Святки. Венки оставляли на могилках, тем самым они призывали землю пробудиться и готовиться дать урожай. Свежая зелень ассоциировалась с душами предков, из-за этого в некоторых местах было запрещено косить и вырубать лес в определенный период. Помянуть души умерших – в те времена значило встретить и проводить их души достойно, а именно подмести могилку троицкими растениями и оставить их воткнутыми в земле. По поверью, так у мертвых открывались и очищались глаза усопших предков. Таким образом, всем знакомое возложение цветов с целью украсить могилу и помянуть покойных, имеет языческие корни. Разница лишь в том, что теперь мы это делаем в любое время года и приносим цветочные букеты.
Язык цветов
Но введение моды на возложение пышных букетов, а не венков из веток, принадлежит русской императрице Екатерине II, которая любила все красивое. По ее указу был составлен «Реестр о цветах», в котором говорилось о значении отдельного цветка и его сочетании в букете. Указ Екатерины II положил начало русской флориографии – «язык цветов». Согласно этой науке, до сих пор определяется перечень растений, которые не нужно нести на кладбище. Он, несомненно, условный, но многие предпочитают придерживаться тех старых правил. Например, бегония – ассоциация с флиртом, а любые цветы желтого цвета – символ измены. Васильки – олицетворение робости и смущения, георгины означают радостные эмоции, а жасминовые соцветия – невербальный вопрос о взаимных чувствах. Причем гвоздики, самые распространенные цветы, возлагаемые на мемориалы, особенно на 9 мая, в «Реестре о цветах» упоминались как нежелательные для ритуальных целей, поскольку означали чувственность. Хотя ученый-натуралист Карл Линней приписывает гвоздикам большую историю в качестве «милитаристского» цветка, еще со времен древней Греции.
Возложение венков на могилы в России
Как упоминалось выше, возложение цветов на могилы в России– традиция родом из язычества, которое официально запретил Священный Синод в 1889 году. Но после Октябрьской революции погребальное цветочное украшение снова было возвращено. Ярчайший пример – похороны Ленина в 1924 году – самый настоящий языческий ритуал поклонения мертвому. Его тело было обложено цветами и разнообразными венками.
Действительно, на заре христианства было принято класть на гроб живые цветы и венки из них, как символ надежды на воскресение. Поэтому возложение венков на могилы в России священнослужители все же осуществляют, но в исключительных случаях – к могилам павших воинов. При этом процесс обязательно сопровождается молитвой, а венок выполнен в виде креста и исключительно из живых соцветий. Искусственные композиции строжайшим образом запрещены в церкви.
Отношение к ритуальным цветам в разных культурах
Отношение к ритуальным цветам в разных культурах разительно отличается. К примеру, балто-славяне также совершали ритуальные подношения, но не цветами, а лапками ели. Считалось, что они символизируют густой лес, а также являются лестницей, соединяющий мир живых и загробный. Именно с той традицией связан современный обычай добавлять в ритуальные венки, как живые, так и искусственные еловые ветви. А мусульманство до сих пор строго запрещает возложение любых растений на могилы. Потому что пророк Мухаммед говорил не тратиться на мертвых, ведь деньги нужнее живым.
Мнение православной церкви
Согласно православной традиции, возложение цветов покойным не предусмотрено. Однако строгого запрета нет. Поэтому если есть желание принести букет, то, по возможности, он должен быть из живых растений. Мнение православной церкви схоже со словами Мухаммеда о том, что мертвым не нужно материальное, а необходима молитва живых как истинное благо для души усопшего. Однако, даже церковнослужители допускают, что искусственный букет гораздо дешевле, ведь живой аналог не каждому по карману. И если малоимущая старушка принесёт на могилку цветок из текстиля, но с чистыми мыслями и глубокой молитвой о душе покойного, то здесь блага несравнимо больше, чем в случае, когда приносят огромный дорогостоящий венок, но не помянув умершего должным образом.
07.04.2023 09:00
https://mosritservice.ru/stati/tsvety-na-kladbishche-otkuda-poyavilas-eta-traditsiya/
Цветы на кладбище: откуда появилась эта традиция
Цветы на кладбище: откуда появилась эта традиция
Цветы на кладбище: откуда появилась эта традиция: Дарение цветов прочно вошло в наши привычки, давно стало образом жизни и невозможно себе даже представить ни одного торжественного события без присутствия всеми любимых благоухающих и так радующих глаз...
Цветы, на, кладбище:, откуда, появилась, эта, традиция
Дарение цветов прочно вошло в наши привычки, давно стало образом жизни и невозможно себе даже представить ни одного торжественного события без присутствия всеми любимых благоухающих и так радующих глаз растений. Так же ни одно ритуальное мероприятие не обходится без цветочных композиций – будь то живые или искусственные букеты. Мы даже не задумываемся о том, зачем нужны цветы на кладбище и откуда появилась эта традиция. Языческие корни Очевидно, что истоки традиции идут из древности, имеют языческие корни и относятся к предмету жертвоприношения. Одно из самых ранних упоминаний о подношении цветов богам относится к истории ритуала принесения в жертву животного или человека при строительстве. Надеясь на помощь богов в возведении построек, ацтеки, индусы и древнерусские зодчие закладывали в фундамент живое существо. Но, согласно легенде, однажды боги не приняли такой дар, но приняли цветы. Также во времена язычества на Руси существовал ритуал плетения венков из березовых и дубовых веток на Зеленые Святки. Венки оставляли на могилках, тем самым они призывали землю пробудиться и готовиться дать урожай. Свежая зелень ассоциировалась с душами предков, из-за этого в некоторых местах было запрещено косить и вырубать лес в определенный период. Помянуть души умерших – в те времена значило встретить и проводить их души достойно, а именно подмести могилку троицкими растениями и оставить их воткнутыми в земле. По поверью, так у мертвых открывались и очищались глаза усопших предков. Таким образом, всем знакомое возложение цветов с целью украсить могилу и помянуть покойных, имеет языческие корни. Разница лишь в том, что теперь мы это делаем в любое время года и приносим цветочные букеты. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Выделение бесплатного места Как получить Помощь Подробнее Ритуальные товары Выбрать Купить Подробнее Язык цветов Но введение моды на возложение пышных букетов, а не венков из веток, принадлежит русской императрице Екатерине II, которая любила все красивое. По ее указу был составлен «Реестр о цветах», в котором говорилось о значении отдельного цветка и его сочетании в букете. Указ Екатерины II положил начало русской флориографии – «язык цветов». Согласно этой науке, до сих пор определяется перечень растений, которые не нужно нести на кладбище. Он, несомненно, условный, но многие предпочитают придерживаться тех старых правил. Например, бегония – ассоциация с флиртом, а любые цветы желтого цвета – символ измены. Васильки – олицетворение робости и смущения, георгины означают радостные эмоции, а жасминовые соцветия – невербальный вопрос о взаимных чувствах. Причем гвоздики, самые распространенные цветы, возлагаемые на мемориалы, особенно на 9 мая, в «Реестре о цветах» упоминались как нежелательные для ритуальных целей, поскольку означали чувственность. Хотя ученый-натуралист Карл Линней приписывает гвоздикам большую историю в качестве «милитаристского» цветка, еще со времен древней Греции. Возложение венков на могилы в России Как упоминалось выше, возложение цветов на могилы в России– традиция родом из язычества, которое официально запретил Священный Синод в 1889 году. Но после Октябрьской революции погребальное цветочное украшение снова было возвращено. Ярчайший пример – похороны Ленина в 1924 году – самый настоящий языческий ритуал поклонения мертвому. Его тело было обложено цветами и разнообразными венками. Действительно, на заре христианства было принято класть на гроб живые цветы и венки из них, как символ надежды на воскресение. Поэтому возложение венков на могилы в России священнослужители все же осуществляют, но в исключительных случаях – к могилам павших воинов. При этом процесс обязательно сопровождается молитвой, а венок выполнен в виде креста и исключительно из живых соцветий. Искусственные композиции строжайшим образом запрещены в церкви. Отношение к ритуальным цветам в разных культурах Отношение к ритуальным цветам в разных культурах разительно отличается. К примеру, балто-славяне также совершали ритуальные подношения, но не цветами, а лапками ели. Считалось, что они символизируют густой лес, а также являются лестницей, соединяющий мир живых и загробный. Именно с той традицией связан современный обычай добавлять в ритуальные венки, как живые, так и искусственные еловые ветви. А мусульманство до сих пор строго запрещает возложение любых растений на могилы. Потому что пророк Мухаммед говорил не тратиться на мертвых, ведь деньги нужнее живым. Мнение православной церкви Согласно православной традиции, возложение цветов покойным не предусмотрено. Однако строгого запрета нет. Поэтому если есть желание принести букет, то, по возможности, он должен быть из живых растений. Мнение православной церкви схоже со словами Мухаммеда о том, что мертвым не нужно материальное, а необходима молитва живых как истинное благо для души усопшего. Однако, даже церковнослужители допускают, что искусственный букет гораздо дешевле, ведь живой аналог не каждому по карману. И если малоимущая старушка принесёт на могилку цветок из текстиля, но с чистыми мыслями и глубокой молитвой о душе покойного, то здесь блага несравнимо больше, чем в случае, когда приносят огромный дорогостоящий венок, но не помянув умершего должным образом.
2023-04-07T09:00:00+03:00
2023-04-07T09:00:00+03:00
2023-04-07T09:00:00+03:00
2023
ru-RU