Традиция провожать покойных в последний путь существует у этносов во всех концах земного шара. Для одних прощальная трапеза тесно связана с обычаями предков, для других – с религиозными представлениями, но объединяет поминки одно: они помогают близким скончавшихся достойно с ними проститься и разделить боль утраты с родными людьми.
Угощения, традиционно подаваемые на поминках, отличаются необыкновенным разнообразием – у каждого народа существуют блюда, которые издревле подавались на стол в скорбную дату. Блины, каша-кутья, кусочки жареного теста и даже пироги, по форме напоминающие тело человека, – все эти кушанья можно встретить за поминальным столом. В данном материале расскажем о самых необычных вариантах застолий, собранных со всего света.
«Трупный хлеб» и поедатели грехов
Когда жизнь уже начинает клониться к закату, многие оглядываются назад и задумываются о том, достойно ли они прожили отведенный срок. Исправить былые ошибки уже навряд ли удастся, но очистить душу можно в любой момент. Для этой благородной цели у каждого народа существуют особые ритуалы, например, в христианских конфессиях это исповедь, у мусульман - покаяние-тауба, а у иудеев - тшува. Однако порой смерть случается вовсе нежданно, и совершить все причитающиеся церемонии покойный не успевает. Как поступают в этом случае?
На рубеже XVII – XVIII веков в некоторых районах Великобритании был распространен обычай «поедания чужих грехов». Перед преданием тела усопшего земле, в дом, где находился покойник, приглашали специального человека – поедателя грехов. Считалось, что во время ритуальной трапезы он забирает на себя все совершенные прегрешения скончавшегося.
Потчевали приглашенного гостя квасным хлебом, который загодя готовила хозяйка. Имел ритуал и определенную особенность: на ночь тесто оставляли подниматься на деревянном блюде, установленном на груди умершего. Пожиратель смерти съедал заготовленное угощение, запивал его кружкой эля, а завершал ритуал громким криком. Смысл обычая был довольно прост: за ночь хлеб впитывал в себя все грехи и дурные деяния покойного, которые переходили на вызвавшегося его отведать. В свою очередь, крик символизировал муки ада, которые принимает на себя пожиратель смерти, избавляя от них преставившегося.
Однако существовало у этой традиции и продолжение. Как только приглашенный помощник принимал оплату за свои услуги, его начинали активно гнать со двора. В выборе средств при этом не стеснялись: покидал дом усопшего пожиратель, сопровождаемый бранными криками, под градом ударов и пинков от родственников скончавшегося. Всю посуду, которой касался ритуальный гость, сжигали в печи.
Стоимость услуг пожирателя смерти была отнюдь невысокой – всего около полутора шиллингов. Главный парадокс заключался в том, что человек, готовый пожертвовать собственным благополучием и возможностью вечного существования после смерти в раю, считался опозоренным, и в обществе представителей этого тяжкого ремесла не признавали. Окружающие относились к ним с презрением и настороженностью, ведь согласно бытовавшему мнению, принимая столь значительное число чужих прегрешений, человек становился хуже. Несмотря на все противоречия, ремесло пожирателей смерти просуществовало в некоторых областях Великобритании вплоть до ХХ века. Последним представителем этой ритуальной профессии стал Ричард Манслоу из Шорпшира. Фермер и по совместительству пожиратель смерти, скончался в 1906 году. Лишь спустя сто лет жители решили почтить его память и организовали в честь Ричарда религиозную церемонию. Восстановлено было и его надгробие.
Похожие традиции существовали и в других европейских государствах, однако, их отличали некоторые особенности. Так, в Венгрии поминальные кушанья, подаваемые на стол, сперва выставляли к телу усопшего, чтобы они вобрали в себя все его добродетели. После этого блюда подавали гостям. Считалось, что во время трапезы родственники разделяют между собой весь обретенный человеком жизненный опыт и его лучшие качества. В Ирландии с той же целью использовали табак: на грудь покойного устанавливали наполненный кисет, откуда все присутствующие набирали себе по щепотке.
Памятное печенье и конфеты
С конца XVIII века во многих странах набирали популярность новые поминальные угощения – небольшие пирожки и печенья, которые выдавались всем присутствующим на поминках. Формы, размеры и начинки такой выпечки были весьма разнообразны: в то время как британская элита предпочитала бисквиты, в Новом Свете большим спросом пользовались песочные печенья с добавлением имбиря и тростникового сиропа.
Ритуальные угощенья упаковывали соответствующе: их заворачивали в свиток из бумаги, а края скрепляли при помощи черной восковой печати. Нередко свертки украшали изображениями костей, гробов и других атрибутов смерти, а также цитатами из Библии или красивыми поэтическими надписями. Кондитерские охотно указывали на оборотной стороне собственные эмблемы, привлекая новых и новых клиентов. Со временем оформление оберток поминального печенья превратилось в настоящее искусство, а некоторые из них даже стали объектом охоты для многих коллекционеров.
Однако с приходом ХХ века ритуальную сферу ждали изменения. Именно в это время стали появляться похоронные агентства, которые теперь принимали на себя все функции по организации погребения и поминок. Индивидуальный подход к проведению посмертных церемоний постепенно ушел в прошлое, как и многие существовавшие традиции. Постепенно поминальные печенья исчезли с полок кондитерских лавок.
Памятные сласти были популярны и в Норвегии, однако, в этой северной стране для поминания усопшего использовали конфеты. Леденцам, которые изготавливали по случаю смерти, придавали форму тела человека, и заворачивали в черную траурную бумагу. Особая традиция была связана с возрастом скончавшегося: если он умирал в юности, упаковку украшали широкими и короткими полосками бахромы, а если смерть происходила уже в преклонном возрасте – длинными и тонкими. Конфеты во время поминок раздавали гостям вместе с бокалом вина.
Нельзя сказать, что старинные традиции так и ушли в прошлое: сегодня они обретают былую популярность, а все большее число людей выбирает такой необычный древний способ проститься со своими близкими. Некоторые производители, вдохновленные идеей, стали изобретать поминальные сладости на новый лад. Так появилась выпечка и конфеты в форме частей человеческого тела, а порой и вовсе, имитирующая останки со следами разложения.
Халва мертвых «Ölü Helvası»
Одной из главных сладостей Ближнего Востока на протяжении многих веков является халва, а угощения из нее сопровождают все важнейшие этапы в жизни человека: от рождения младенцев до поминания умерших. Традиция подавать выпеченную из манной крупы халву с давних времен существует в Турции, Иране и Афганистане. Угощение под названием «Ölü Helvası» присутствует на застольях как в день погребения, так и на поминки на 7-й и 40-й дни.
Какой из современных рецептов халвы мертвых является правильным, с точностью сказать нельзя. Этот вопрос зачастую становится камнем преткновения между представителями различных семей, которые готовят поминальное угощение по заветам своих предков. Зачастую рецептуры сильно отличаются: одни в качестве основы используют манку, а другие – поджаренную на сливочном масле муку. Неотъемлемым компонентом халвы становится сахарный сироп, растворенный молоком, а в качестве дополнения служат орехи, сухофрукты, фиговые плоды или даже кусочки моркови. Не обходится и без специй – они придают посмертному десерту особую пикантность.
В Греции в качестве альтернативы халве подают коливу. Многие полагают, что происхождение у этих ритуальных угощений общее, однако, это вовсе не так. Название «колива» происходит от «kollybos», что в переводе означает «пирог из вареной пшеницы». Готовый десерт поливают медом или сиропом, а в качестве украшения используют зерна мака. С распространением христианства традиция подавать поминальную коливу перекочевала и во многие страны Восточной Европы, где он существует и по сей день.
09.02.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/pominalnye-ugoshcheniya-narodov-mira/
Поминальные угощения народов мира
Поминальные угощения народов мира
Поминальные угощения народов мира: Традиция провожать покойных в последний путь существует у этносов во всех концах земного шара. Для одних прощальная трапеза тесно связана с обычаями предков, для других – с религиозными представлениями, но объединяет поминки одно: они помогают близким скончавшихся достойно с ними проститься и разделить боль утраты с...
Поминальные, угощения, народов, мира
Традиция провожать покойных в последний путь существует у этносов во всех концах земного шара. Для одних прощальная трапеза тесно связана с обычаями предков, для других – с религиозными представлениями, но объединяет поминки одно: они помогают близким скончавшихся достойно с ними проститься и разделить боль утраты с родными людьми. Угощения, традиционно подаваемые на поминках, отличаются необыкновенным разнообразием – у каждого народа существуют блюда, которые издревле подавались на стол в скорбную дату. Блины, каша-кутья, кусочки жареного теста и даже пироги, по форме напоминающие тело человека, – все эти кушанья можно встретить за поминальным столом. В данном материале расскажем о самых необычных вариантах застолий, собранных со всего света. «Трупный хлеб» и поедатели грехов Когда жизнь уже начинает клониться к закату, многие оглядываются назад и задумываются о том, достойно ли они прожили отведенный срок. Исправить былые ошибки уже навряд ли удастся, но очистить душу можно в любой момент. Для этой благородной цели у каждого народа существуют особые ритуалы, например, в христианских конфессиях это исповедь, у мусульман - покаяние-тауба, а у иудеев - тшува. Однако порой смерть случается вовсе нежданно, и совершить все причитающиеся церемонии покойный не успевает. Как поступают в этом случае? На рубеже XVII – XVIII веков в некоторых районах Великобритании был распространен обычай «поедания чужих грехов». Перед преданием тела усопшего земле, в дом, где находился покойник, приглашали специального человека – поедателя грехов. Считалось, что во время ритуальной трапезы он забирает на себя все совершенные прегрешения скончавшегося. Потчевали приглашенного гостя квасным хлебом, который загодя готовила хозяйка. Имел ритуал и определенную особенность: на ночь тесто оставляли подниматься на деревянном блюде, установленном на груди умершего. Пожиратель смерти съедал заготовленное угощение, запивал его кружкой эля, а завершал ритуал громким криком. Смысл обычая был довольно прост: за ночь хлеб впитывал в себя все грехи и дурные деяния покойного, которые переходили на вызвавшегося его отведать. В свою очередь, крик символизировал муки ада, которые принимает на себя пожиратель смерти, избавляя от них преставившегося. Однако существовало у этой традиции и продолжение. Как только приглашенный помощник принимал оплату за свои услуги, его начинали активно гнать со двора. В выборе средств при этом не стеснялись: покидал дом усопшего пожиратель, сопровождаемый бранными криками, под градом ударов и пинков от родственников скончавшегося. Всю посуду, которой касался ритуальный гость, сжигали в печи. Стоимость услуг пожирателя смерти была отнюдь невысокой – всего около полутора шиллингов. Главный парадокс заключался в том, что человек, готовый пожертвовать собственным благополучием и возможностью вечного существования после смерти в раю, считался опозоренным, и в обществе представителей этого тяжкого ремесла не признавали. Окружающие относились к ним с презрением и настороженностью, ведь согласно бытовавшему мнению, принимая столь значительное число чужих прегрешений, человек становился хуже. Несмотря на все противоречия, ремесло пожирателей смерти просуществовало в некоторых областях Великобритании вплоть до ХХ века. Последним представителем этой ритуальной профессии стал Ричард Манслоу из Шорпшира. Фермер и по совместительству пожиратель смерти, скончался в 1906 году. Лишь спустя сто лет жители решили почтить его память и организовали в честь Ричарда религиозную церемонию. Восстановлено было и его надгробие. Похожие традиции существовали и в других европейских государствах, однако, их отличали некоторые особенности. Так, в Венгрии поминальные кушанья, подаваемые на стол, сперва выставляли к телу усопшего, чтобы они вобрали в себя все его добродетели. После этого блюда подавали гостям. Считалось, что во время трапезы родственники разделяют между собой весь обретенный человеком жизненный опыт и его лучшие качества. В Ирландии с той же целью использовали табак: на грудь покойного устанавливали наполненный кисет, откуда все присутствующие набирали себе по щепотке. Памятное печенье и конфеты С конца XVIII века во многих странах набирали популярность новые поминальные угощения – небольшие пирожки и печенья, которые выдавались всем присутствующим на поминках. Формы, размеры и начинки такой выпечки были весьма разнообразны: в то время как британская элита предпочитала бисквиты, в Новом Свете большим спросом пользовались песочные печенья с добавлением имбиря и тростникового сиропа. Ритуальные угощенья упаковывали соответствующе: их заворачивали в свиток из бумаги, а края скрепляли при помощи черной восковой печати. Нередко свертки украшали изображениями костей, гробов и других атрибутов смерти, а также цитатами из Библии или красивыми поэтическими надписями. Кондитерские охотно указывали на оборотной стороне собственные эмблемы, привлекая новых и новых клиентов. Со временем оформление оберток поминального печенья превратилось в настоящее искусство, а некоторые из них даже стали объектом охоты для многих коллекционеров. Однако с приходом ХХ века ритуальную сферу ждали изменения. Именно в это время стали появляться похоронные агентства, которые теперь принимали на себя все функции по организации погребения и поминок. Индивидуальный подход к проведению посмертных церемоний постепенно ушел в прошлое, как и многие существовавшие традиции. Постепенно поминальные печенья исчезли с полок кондитерских лавок. Памятные сласти были популярны и в Норвегии, однако, в этой северной стране для поминания усопшего использовали конфеты. Леденцам, которые изготавливали по случаю смерти, придавали форму тела человека, и заворачивали в черную траурную бумагу. Особая традиция была связана с возрастом скончавшегося: если он умирал в юности, упаковку украшали широкими и короткими полосками бахромы, а если смерть происходила уже в преклонном возрасте – длинными и тонкими. Конфеты во время поминок раздавали гостям вместе с бокалом вина. Нельзя сказать, что старинные традиции так и ушли в прошлое: сегодня они обретают былую популярность, а все большее число людей выбирает такой необычный древний способ проститься со своими близкими. Некоторые производители, вдохновленные идеей, стали изобретать поминальные сладости на новый лад. Так появилась выпечка и конфеты в форме частей человеческого тела, а порой и вовсе, имитирующая останки со следами разложения. Халва мертвых «Ölü Helvası» Одной из главных сладостей Ближнего Востока на протяжении многих веков является халва, а угощения из нее сопровождают все важнейшие этапы в жизни человека: от рождения младенцев до поминания умерших. Традиция подавать выпеченную из манной крупы халву с давних времен существует в Турции, Иране и Афганистане. Угощение под названием «Ölü Helvası» присутствует на застольях как в день погребения, так и на поминки на 7-й и 40-й дни. Какой из современных рецептов халвы мертвых является правильным, с точностью сказать нельзя. Этот вопрос зачастую становится камнем преткновения между представителями различных семей, которые готовят поминальное угощение по заветам своих предков. Зачастую рецептуры сильно отличаются: одни в качестве основы используют манку, а другие – поджаренную на сливочном масле муку. Неотъемлемым компонентом халвы становится сахарный сироп, растворенный молоком, а в качестве дополнения служат орехи, сухофрукты, фиговые плоды или даже кусочки моркови. Не обходится и без специй – они придают посмертному десерту особую пикантность. В Греции в качестве альтернативы халве подают коливу. Многие полагают, что происхождение у этих ритуальных угощений общее, однако, это вовсе не так. Название «колива» происходит от «kollybos», что в переводе означает «пирог из вареной пшеницы». Готовый десерт поливают медом или сиропом, а в качестве украшения используют зерна мака. С распространением христианства традиция подавать поминальную коливу перекочевала и во многие страны Восточной Европы, где он существует и по сей день.
2022-02-09T09:00:00+03:00
2022-02-09T09:00:00+03:00
2022-10-03T10:45:46+03:00
2022
ru-RU