Место, где сегодня находится Рогожское кладбище, издавна считалось святым. Рядом с селом Ново-Андроновка были казнены и похоронены первые в Москве старообрядцы, пострадавшие за свою веру в 17 веке во время церковного раскола. Во время эпидемии чумы тысяча семьсот семьдесят первого года императрица Екатерина II в виде благодарности за помощь в истреблении чумы разрешила основать на этом месте древлеправославный духовный центр и кладбище. В конце 18 - начале 19 века поселение Рогожское занимало площадь более двадцати гектар. Население постепенно продолжало расти, достигнув полутора сотен человек к середине двадцатого века. Эти цифры, однако, вряд ли точные, так как они подсчитаны по так называемой «прописке», современному методу регистрации, которое в то время называлось «лицевые жители». На самом деле их число должно быть в пять или десять раз больше. Среди них были священники, монахи Рогожского монастыря, жители соседних слобод, приезжавшие на кладбище на богослужения, паломники, члены семей жителей Рогожского села.
При основании Рогожского кладбища в тысяча семьсот семьдесят первом году была выстроена деревянная часовня, через несколько лет ее заменила большая каменная, названная в честь Святителя и Чудотворца Николая, а в 1790 году по соседству появилась большая часовня Успения Пресвятой Богородицы, вероятно, самая большая из всех московских церквей. В начале XIX века на этом кладбище было построено новое церковное здание. Это была каменная часовня, построенная во имя Рождества Христова. В этой часовне собирался Большой церковный собор. На нем собрались священнослужители староообрядцев, настоятели монастырей, представители господствующей церкви и попечители. Усилиями членов совета часовня была украшена под стать любому древнерусскому собору. Поскольку часовня не была освящена, литургия в ней не совершалась.
Начало церковных служб в храмах на Рогожском кладбище
Поскольку часовня на Рогожском кладбище не была освящена, литургии совершались в походной полотняной церкви. До войны тысяча восемьсот двенадцатого года службы проводили редко, в основном тайно, чтобы не привлекать излишнего внимания властей.
Благодаря заступничеству знаменитого старообрядца, казачьего атамана Матвея Платова, героя Отечественной, Евхаристия и другие церковные службы могли совершаться относительно свободно. После этого походная церковь, освященная во имя Святой Троицы, принадлежащая самому Платову, была подарена московской общине старообрядцев.
Храмы старообрядцев на Рогожском кладбище в советское время
Уже в 1918 году большевики закрыли бывший Институт воспитания верующих, действовавший на Рогожском кладбище с 1911 года, и другие религиозные и благотворительные учреждения Рогожского кладбища. В 1921 году та же участь постигла церковь Воскресения Христова. В 1924 году богатейшие рукописи и архивы Рогожской общины были переданы в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека), а сама церковь превратилась в склад. В 1929 году было принято решение закрыть Московский архиерейский собор (церковь Богоматери Покрова на Рогожском кладбище) и открыть в нем коммунальный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не осуществился благодаря просьбам многих культурных и музейных учреждений СССР и настоятельной просьбе прихожан церкви на Рогожском кладбище.
Захоронения на Рогожском кладбище
Рогожский некрополь - один из самых необычных в Москве. Его нельзя перепутать ни с каким другим кладбищем. До революции здесь хоронили только членов старообрядческой общины: священнослужителей, членов совета, почетных граждан, а также простых старообрядцев. Надгробия на Рогожском кладбище, как правило, представляли собой саркофаги из белого камня, черного мрамора или гранита. Дата рождения усопшего редко писалась на надгробии, и причина этого очевидна. На всех надгробиях обычно и до сих пор пишут имя покойного, дату смерти (с точностью до часа), возраст (с указанием количества дней), дату рождения ангела и социальный статус, а на некоторых даже указывают годы, которые они провели в браке. На обратной стороне надгробия часто помещают трогательную эпитафию или церковное писание. Памятник является каменным отображением истории Рогожской старообрядческой общины и старообрядчества в целом.
После революции, когда захоронение перестало быть религиозным обрядом, а установка крестов на могилах стала почти вызовом системе, на Рогожском некрополе все еще появлялись старообрядческие кресты-голубцы. Их много и сейчас, что придает кладбищу уникальный и строгий вид. Однако сейчас там есть могилы не только старообрядцев. В конце XIX - начале XX века на Рогожском кладбище были захоронены представители знаменитых на всю страну купцов, придерживающихся старообрядческого вероисповедания. Однако сегодня эти захоронения вряд ли могут быть найдены. Ведь в советское время надгробия с могил "капиталистических эксплуататоров" часто экспроприировались вместе с другими вещами. В 1930-е годы Рогожское кладбище было крупнейшим в Москве поставщиком гранита для строительства метро. Немногие сохранившиеся купеческие могилы на Рогожском кладбище свидетельствуют о былом великолепии Рогожского кладбища.
03.11.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/istoriya-rogozhskogo-kladbishcha/
История Рогожского кладбища
История Рогожского кладбища
История Рогожского кладбища: Место, где сегодня находится Рогожское кладбище, издавна считалось святым. Рядом с селом Ново-Андроновка были казнены и похоронены первые в Москве старообрядцы, пострадавшие за свою веру в 17 веке во время церковного...
История, Рогожского, кладбища
Место, где сегодня находится Рогожское кладбище, издавна считалось святым. Рядом с селом Ново-Андроновка были казнены и похоронены первые в Москве старообрядцы, пострадавшие за свою веру в 17 веке во время церковного раскола. Во время эпидемии чумы тысяча семьсот семьдесят первого года императрица Екатерина II в виде благодарности за помощь в истреблении чумы разрешила основать на этом месте древлеправославный духовный центр и кладбище. В конце 18 - начале 19 века поселение Рогожское занимало площадь более двадцати гектар. Население постепенно продолжало расти, достигнув полутора сотен человек к середине двадцатого века. Эти цифры, однако, вряд ли точные, так как они подсчитаны по так называемой «прописке», современному методу регистрации, которое в то время называлось «лицевые жители». На самом деле их число должно быть в пять или десять раз больше. Среди них были священники, монахи Рогожского монастыря, жители соседних слобод, приезжавшие на кладбище на богослужения, паломники, члены семей жителей Рогожского села. При основании Рогожского кладбища в тысяча семьсот семьдесят первом году была выстроена деревянная часовня, через несколько лет ее заменила большая каменная, названная в честь Святителя и Чудотворца Николая, а в 1790 году по соседству появилась большая часовня Успения Пресвятой Богородицы, вероятно, самая большая из всех московских церквей. В начале XIX века на этом кладбище было построено новое церковное здание. Это была каменная часовня, построенная во имя Рождества Христова. В этой часовне собирался Большой церковный собор. На нем собрались священнослужители староообрядцев, настоятели монастырей, представители господствующей церкви и попечители. Усилиями членов совета часовня была украшена под стать любому древнерусскому собору. Поскольку часовня не была освящена, литургия в ней не совершалась. Выделение бесплатного места Как получить Помощь Подробнее Похороны по религиозному обряду Подготовка Способ погребения Подробнее Кладбища Московской области Список Получить место Подробнее Начало церковных служб в храмах на Рогожском кладбище Поскольку часовня на Рогожском кладбище не была освящена, литургии совершались в походной полотняной церкви. До войны тысяча восемьсот двенадцатого года службы проводили редко, в основном тайно, чтобы не привлекать излишнего внимания властей. Благодаря заступничеству знаменитого старообрядца, казачьего атамана Матвея Платова, героя Отечественной, Евхаристия и другие церковные службы могли совершаться относительно свободно. После этого походная церковь, освященная во имя Святой Троицы, принадлежащая самому Платову, была подарена московской общине старообрядцев. Храмы старообрядцев на Рогожском кладбище в советское время Уже в 1918 году большевики закрыли бывший Институт воспитания верующих, действовавший на Рогожском кладбище с 1911 года, и другие религиозные и благотворительные учреждения Рогожского кладбища. В 1921 году та же участь постигла церковь Воскресения Христова. В 1924 году богатейшие рукописи и архивы Рогожской общины были переданы в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека), а сама церковь превратилась в склад. В 1929 году было принято решение закрыть Московский архиерейский собор (церковь Богоматери Покрова на Рогожском кладбище) и открыть в нем коммунальный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не осуществился благодаря просьбам многих культурных и музейных учреждений СССР и настоятельной просьбе прихожан церкви на Рогожском кладбище. Захоронения на Рогожском кладбище Рогожский некрополь - один из самых необычных в Москве. Его нельзя перепутать ни с каким другим кладбищем. До революции здесь хоронили только членов старообрядческой общины: священнослужителей, членов совета, почетных граждан, а также простых старообрядцев. Надгробия на Рогожском кладбище, как правило, представляли собой саркофаги из белого камня, черного мрамора или гранита. Дата рождения усопшего редко писалась на надгробии, и причина этого очевидна. На всех надгробиях обычно и до сих пор пишут имя покойного, дату смерти (с точностью до часа), возраст (с указанием количества дней), дату рождения ангела и социальный статус, а на некоторых даже указывают годы, которые они провели в браке. На обратной стороне надгробия часто помещают трогательную эпитафию или церковное писание. Памятник является каменным отображением истории Рогожской старообрядческой общины и старообрядчества в целом. После революции, когда захоронение перестало быть религиозным обрядом, а установка крестов на могилах стала почти вызовом системе, на Рогожском некрополе все еще появлялись старообрядческие кресты-голубцы. Их много и сейчас, что придает кладбищу уникальный и строгий вид. Однако сейчас там есть могилы не только старообрядцев. В конце XIX - начале XX века на Рогожском кладбище были захоронены представители знаменитых на всю страну купцов, придерживающихся старообрядческого вероисповедания. Однако сегодня эти захоронения вряд ли могут быть найдены. Ведь в советское время надгробия с могил "капиталистических эксплуататоров" часто экспроприировались вместе с другими вещами. В 1930-е годы Рогожское кладбище было крупнейшим в Москве поставщиком гранита для строительства метро. Немногие сохранившиеся купеческие могилы на Рогожском кладбище свидетельствуют о былом великолепии Рогожского кладбища.
2022-11-03T09:00:00+03:00
2022-11-03T09:00:00+03:00
2022-11-03T09:00:00+03:00
2022
ru-RU